Стали известны условия контракта с новым оператором проекта «Сахалин-2». Японские предприятия все же согласились участвовать в проекте и закупать топливо. Показатели объема, цены и валюты платежа остались такими же, как и в предыдущем соглашении, сообщила компания Jera, которая подписала контракт с новым оператором. Кроме того, одни из крупнейших участников «Сахалина-2» — Mitsubishi и Mitsui — также решили сохранить свои доли в проекте.
В июне российские власти изменили оператора «Сахалин-2». Вместо Sakhalin Energy им стала созданная в России структура «Сахалинская энергия». Зарубежные акционеры должны были решить, остаются ли они в проекте или выходят из него. При этом в случае продажи активов предполагалось, что деньги будут заморожены на счетах в России.
Новый контракт позволит японским компаниям выбирать, в какой валюте платить за поставки газа, отмечает независимый эксперт Дмитрий Лютягин: «Оплату можно производить в разных валютах — не только в долларах и рублях, но и в иенах. И если мы говорим про доллары, то это оплата рекомендована через Газпромбанк, а не через иные иностранные финорганизации в связи с санкционными последствиями.
С точки зрения клиентов "Сахалина-2", оператор проекта предоставил, по сути, максимально комфортные условия оплачивать покупки топлива в разных валютах. И в принципе из-за такого рода схемы каких-либо ограничений технического характера по получению газа, по его оплате для японской стороны не создается. Дальше уже будет все зависеть от того, насколько сама Япония готова работать с этим, хочет ли она покупать российский газ с учетом того, откуда он идет.
Если Токио присоединяется к санкциям, которые вводят Соединенные Штаты, Европейский союз, то он должен постепенно или сразу отказываться от всего, что связано с РФ, включая газ.
Однако с учетом того, что потребность Японии в энергоносителях никуда не пропадает, на сегодняшний момент технический ограничений нет, а вопрос политических ограничений, наверное, обсуждаем. Я полагаю, что когда будет найден иной источник, который может заместить российский газ, Токио сможет на него переключиться. Вопрос будет решаться уже в юридической плоскости с точки зрения контрактов, потому что они также являются долгосрочными».
При этом другой крупный участник «Сахалина-2» — Shell — еще в феврале сообщил, что выходит из проекта. По информации “Ъ”, компания не намерена подписывать контракт с новым оператором и собирается тянуть время до момента, когда Россия сама расторгнет его, а после подать иск о возмещении убытков.
Заведующий отделом бизнеса газеты Юрий Барсуков сомневается, что Москва согласится на такой сценарий: «Поскольку они не собираются сохранять долю, им очень сложно подтвердить свой контакт, который они, наверное, хотели бы сохранить. Но если они не признают российскую процедуру по смене оператора, то не смогут подписать новый контракт. Поэтому здесь, к несчастью, для Shell одно решение тянет за собой другое.
Скорее всего, их доли будут выставлены на аукцион и реализованы, а газ продадут на споте. Ничего с этим объемом сделать будет нельзя. Невозможно этот договор просто передать, потому что Россия обязалась соблюдать контракты, которые в свое время подписал Sakhalin Energy. Пока Shell сам не откажется, а, наверное, они этого делать не будут, Россия долгосрочно этот объем газа никому не сможет продать: ни китайцам, ни какой-то компании, которая может прийти на смену.
Я не уверен, что российская сторона вообще будет расторгать это соглашение. Вполне возможно, что этот газ будет продаваться на споте, а со временем, в 2028 году, соглашение истечет, то есть срок долгий. С другой стороны, при нынешних ценах на споте для "Сахалинской энергии" гораздо выгоднее было бы продавать, потому что цена на споте сейчас $60, а в долгосрочном контракте $10. В этом смысле гораздо выгоднее было бы просто сохранить ту ситуацию, которая уже сложилась, когда стоимость газа такая высокая».
Проект «Сахалин-2» существует с 1994 года. Он нацелен на азиатские рынки сбыта и, в частности, покрывает 8% потребностей Японии в СПГ.