По информации ФГУП НИИЭМП, доля инвестиций в российский фармацевтический рынок не превышает 5% от объема произведенной продукции. В структуре инвестиций около 80% приходится на собственные средства предприятий, 3% составляют государственные вложения и около 17% составляют привлеченные ресурсы (треть из которых – банковские кредиты). Вложения иностранных инвесторов не превышают 2% от общего объема всех инвестиций в отрасль. Примерно половина всех инвестиционных ресурсов расходуется на производство современных дженериков – воспроизведенных синонимов или копий препаратов, поступающих на рынок по истечению сроков патентной защиты их оригинальных аналогов. Вторая половина финансовых ассигнований направляется, в основном, на выпуск традиционной, но заведомо устаревшей продукции. Сложившаяся ситуация до сих пор не позволяет России занять достойное место в мировой фармацевтической индустрии.

Дженерик как зеркало фармрынка России

По ассортиментной структуре фармацевтический рынок России является дженериковым. Доля дженериков в общем объеме отечественных и импортных лекарственных средств доходит до 90%. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской базы, позволяющей создавать новые препараты, сопоставимые по технологической уникальности с научными разработками ведущих мировых фармацевтических компаний. Имеется в виду не разработка оригинального медикамента как такового, а массовый выпуск новых лекарственных средств. В принципе, это нормально: во многих странах мира предпочитают дешевые копии современных медикаментов, сопоставимые по качеству с оригинальными аналогами. Но все дело в том, что 70% российского рынка как раз представлены препаратами, давно не используемыми в мировой практике – малоэффективными, морально устаревшими и не всегда качественными, но зато дешевыми и привычными для многих поколений людей.

Западные инвесторы не спешат открывать собственные производства в нашей стране. Реально их декларации ограничиваются только монтажом фасовочно-упаковочных производств. Чтобы понять, почему инвестиционные потоки направлены в другие отрасли, необходимо проанализировать предпочтения инвесторов разных типов и конкретизировать те особенности рынка, которые, судя по всему, их отпугивают.

Инвесторы бывают разные…

Инвестиционная среда не является однородной: существуют стратегические, портфельные и прямые финансовые инвесторы. У каждого типа свои цели и приоритеты.

Предпочтения стратегических инвесторов направлены, прежде всего, на зрелый бизнес, и значимым стимулом для них является предоставление возможности разместить или сформировать всю цепочку создания стоимости или хотя бы ее центральное звено. Главное для них – доминировать в своем рыночном диапазоне всеми возможными для этого допустимыми способами.

Инвестиционная стратегия портфельных инвесторов не претендует на завоевание конкурентных преимуществ, захват рыночных долей или контрольного пакета. Приоритетным и более важным для них является устойчивость, благополучие и процветание бизнеса, то есть его зрелая стадия или средний уровень развития.

Для прямых финансовых инвесторов привлекательными являются как раз начальные стадии развития бизнеса, еще не обеспеченные на ранних этапах своего становления должной динамикой роста. Если цель стратегического инвестора - сокращение издержек и ликвидация потенциальных конкурентов для большей рентабельности бизнеса, то цель венчурного капитала – это рост стоимости бизнеса, в основном, для его последующей перепродажи с большей выгодой.

Если строить современный фармзавод «с нуля», то в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции и размеров возводимого предприятия расходы составят от 10 до 100 млн долларов. Реализация подобного проекта займет в среднем от 2 до 4 лет с учетом времени для проектирования, конструкторских работ, введения производственных мощностей в эксплуатацию и валидацию конкретного фармобъекта. При реконструкции действующего старого производства расходы составят от 1 до 15 млн долларов (в зависимости от степени модернизации - новое или бывшее в употреблении оборудование, строительные работы и т.п.) и займут 3–5 лет, поскольку параллельно с проектом реконструкции необходимо поддерживать производственный процесс.

Финансовые игры без правил

Инвесторы, конечно, задумываются о том, какие выгоды может принести производство именно в нашей стране. Россия «непрозрачная» и непредсказуемая страна – это останавливает многих. По результатам ежегодного отчета международной организации Transparency Int. об уровне коррупции в мире за 2001 г., Россия занимает 79-е место и разделяет его с Эквадором и Пакистаном.

Существует целый ряд сдерживающих факторов, препятствующих широкомасштабному распространению прямых финансовых инвестиций. Отсутствуют продуманные и четко прописанные «правила игры» для участников лекарственного рынка. Зато в избытке непоследовательная и зачастую непредсказуемая политика административного регулирования рынка медикаментов, начиная от порядка оформления ввоза лекарственных средств и принципов составления льготного перечня препаратов до введения НДС без отлаженных механизмов компенсационного лекарственного страхования, что неприемлемо ни для одной цивилизованной страны.

Принципиально важным для венчурного инвестирования в плане демпфирования повышенных коммерческих рисков является устранение «асимметричности» информации, столь характерной для фармацевтического рынка, как, впрочем, и для российской экономики в целом. Без четкого представления об истинном финансовом положении компании, ее кредитной истории, распределении акционерного капитала или долях владельцев, арбитражных исках и всего остального, что составляет сведения о хозяйственной деятельности предполагаемого партнера, ни один из цивилизованных и здравомыслящих инвесторов не станет рисковать своим капиталом. В свою очередь, это предусматривает создание справочной службы по обмену информацией о деловой репутации игроков рынка в виде аналога «кредитного бюро», как это принято на всех развитых рынках.

Продать конфету проще, чем аспирин

Следует также сказать об особенностях фармацевтического рынка как такового, тормозящих инвестиционную активность. Емкость российского лекарственного рынка из-за относительно низких доходов населения относительно невелика, и по потреблению медикаментов на душу населения в стоимостном выражении в пять раз меньше даже по сравнению со странами Восточной Европы, в фарминдустрию которых инвесторы и вкладывают сейчас серьезные деньги.

К специфическим особенностям, присущим исключительно рынку лекарственных средств, в полной мере относятся нестандартные побудительные мотивы потребительских предпочтений. Имеется в виду, что, например, пиво и шоколад в сознании потребителей прочно ассоциируется с получением удовольствия, и эффективное позиционирование этих продуктов за счет широкомасштабных рекламных кампаний однозначно будет способствовать увеличению потребления. Лекарство же всегда сопряжено с болезнью, от которой хочется дистанцироваться, и в подобной ситуации продвигаемый медикамент становится только узнаваемым и, в лучшем случае, вытеснит или отберет часть рыночной доли своего конкурентного аналога или синонима.

Также исключительной спецификой фармацевтического рынка является повышенное внимание всех слоев общества к любым происходящим там событиям. То, что осталось бы совершенно незамеченным в сфере оборота любого другого товара, на рынке медикаментов становится предметом политической демагогии и неуместного популизма. Поэтому высокая степень контроля со стороны государства - это специфические издержки бизнеса.

Сколько, во что и как инвестировать?

Тем не менее, инвестиции в фармацевтический бизнес направляются, что подтверждается бурным ростом коммерческих аптечных учреждений в розничном сегменте рынка лекарств. Значительные средства вкладываются в развитие аптечных сетей, в том числе и зарубежными венчурными фондами, финансирующими, к примеру, создание сети выездной фармацевтической торговли (московский эксперимент с передвижными автоаптеками). Но, как правило, это прерогатива внутренних инвесторов из числа крупных дистрибьюторов, которые либо активно развивают собственную аптечную сеть с наличием централизованного управления едиными товарно-финансовыми потоками, либо работают с аптеками на местах по принципу технологической взаимосвязи, формально сохраняя их юридическую самостоятельность.

Нуждается ли вообще фарминдустрия в инвестиционных проектах, требующих серьезных денежных вливаний? Возможно, финансовые вложения необходимы только госсектору рынка, да и то исключительно для производства собственных современных субстанций, чтобы замкнуть производственный цикл хотя бы стратегических медикаментов внутри страны. Остальных производителей было бы целесообразнее поддерживать с позиций экономического прагматизма. Тем более, что российские фармпроизводители по большей части нуждаются в технологической реструктуризации и модернизации производства, то есть, в первую очередь, в современном оборудовании, которое они могут арендовать или получить по лизинговым схемам. А дефицит последующего оборотного капитала вполне возможно удовлетворить за счет кредитования, но при условии разумного снижения ставки рефинансирования, что и станет ощутимым вкладом государства в поддержку отечественного производителя. По большому счету, нет особой необходимости в привлечении финансовых ресурсов и для массового копирования российской фарминдустрией западных дженериков. Ведущие российские заводы и так уже внедряют импортозамещающие технологии, они могут продолжать насыщать внутренний рынок современными эффективными медикаментами. Производители же копированных препаратов никогда не смогут рассчитывать на финансовые потоки и мировое лидерство, которые по праву достаются стране, осуществившей технологический прорыв. Это решение представляется стратегически верным, так как на современном этапе скопировать технологии и наладить фасовку и выпуск медикаментов реально практически в любой стране мира.