«Роснефть» намерена в течение 1–2 лет определиться с партнером по реализации проекта Восточной нефтехимической компании на Дальнем Востоке», – говорил первый вице-президент госкомпании Павел Федоров в декабре 2017 г. «ВНХК будет строиться, там закончен проект, в ближайшее время он должен пройти экспертизу. Мы тоже будем разрабатывать план государственного участия в поддержке этого проекта», – говорил в сентябре вице-премьер Юрий Трутнев, но подробностей не раскрывал.
Партнером может стать американская ExxonMobil. Россия начала с ней переговоры об участии в новых нефтегазовых проектах, несмотря на подготовку США новых санкций, сообщило Bloomberg в начале октября со ссылкой на два близких к российскому правительству источника: Россия предложила несколько вариантов участия Exxon в проектах добычи природного газа, переработки и нефтехимии.
«Роснефть» рассматривает, в том числе возможность в партнерстве с ExxonMobil построить ВНХК на Дальнем Востоке, рассказали два человека, близких к участникам переговоров Exxon и «Роснефти», и подтвердили два высокопоставленных чиновника.
Среди рассматриваемых сейчас возможностей – передать ExxonMobil более 50% в проекте строительства ВНХК в обмен на соразмерные инвестиции, знают два собеседника «Ведомостей». «Если владельцем более 50% ВНХК станет ExxonMobil, это будет означать, что проект будет принадлежать американской компании, а «Роснефть» будет в нем миноритарным акционером. Это может избавить проектную компанию от [угрозы] санкций США», – объясняет один из них. Источник Bloomberg утверждал, что Россия направила Exxon ряд предложений в рамках сотрудничества по проекту «Сахалин-1». По его словам, если американская компания согласится участвовать в каком-либо проекте, соответствующее соглашение может быть подписано до конца года.
Переговоры «Роснефти» с ExxonMobil о возможности участия в проекте ВНХК идут уже некоторое время, подтвердил человек, близкий к одной из сторон, добавляя, что американская компания не единственный претендент, «Роснефть» предлагает участвовать в ВНХК целому ряду игроков.
Переговоры c Exxon об участии в ВНХК длятся давно – «как минимум с начала года», рассказывают инвестбанкир, чиновник и человек, близкий к одной из сторон переговоров. Два из них говорят, что «Роснефть» в начале года рассматривала партнерство в ВНХК в том числе с китайской Sinopec. Нынешний статус переговоров с ней они не раскрывают, Sinopec не предоставила комментариев. Еще один чиновник говорит, что предложение ExxonMobil поступило так же в начале года. Второй – что на начало августа компании рассматривали этот вопрос.
«Переговоры об участии Exxon в различных проектах «Роснефти», как и со всеми другими иностранными партнерами, не прерывались никогда», – отметил человек, близкий к одной из сторон переговоров.
«Роснефть» опровергает слухи, полученные газетой «Ведомости» от анонимных источников, и акцентирует внимание редакции, что в случае публикации недостоверной информации и информации, наносящей ущерб бизнесу, компания оставляет за собой право отстаивать свои интересы в суде», – говорится в комментариях «Роснефти». У представителя ExxonMobil «нет комментариев и оснований для них». Представители Минэнерго и профильного вице-премьера Дмитрия Козака не ответили на вопросы.
Нефтехимический комплекс ВНХК предполагается построить в Приморском крае: по последним данным, три очереди для производства нефте- и газохимии общей мощностью 12 млн т в год. Последние оценки проекта строительства ВНХК – 1,3 трлн руб. Таким образом, Exxon может инвестировать в него от 650 млрд руб. ($9,9 млрд по текущему курсу). Предполагается начать строительство ВНХК не с нефтеперерабатывающей линии, как планировалось ранее, а с нефтехимической, рассказали два собеседника. Один из них отметил, что ExxonMobil видит в реализации нефтехимической продукции в регионе АТР больше перспектив, нежели от продажи топлива.
Строительство ВНХК – важный проект, но в нынешней налоговой и экономической конъюнктуре к нему есть много вопросов, рассуждает аналитик «Атона» Александр Корнилов. Для строительства ВНХК важна стабильность налоговой системы на длительный период, об этом говорить пока не приходится, сетует эксперт, но «потенциальная емкость рынка нефтехимической продукции в странах АТР дает возможность думать о планах развития ВНХК». Даже с налоговыми послаблениями проект ВНХК не так интересен, как добычные проекты «Роснефти», скорее всего, Exxon предпочтет их, полагает аналитик АКРА Василий Танурков.