Судьба российского экспорта всегда была тяжела и «заковыриста». Меньше чем за девять лет (с 1992-го по 2001-й годы) количество ограничительных мер против российских экспортеров возросло с 13 до 120 случаев. Только в 2001 году потери российской промышленности на антидемпинговых мерах достигли 4 млрд. долларов США и вовсе не факт, что это – предельный «показатель».

Химическая и нефтехимическая промышленность в торговой войне с использованием спецпошлин и антидемпинговых расследований оказывается едва ли не самым уязвимым местом российского экспорта. Cтатистика утверждает: только в 2000-м году Россия потеряла 8 млн. долларов США на ограничениях, введенных в 1999 году Венгрией против российских минеральных удобрений, причем, по мнению эксперта Центра торговой политики Владимира Ильичева, процедура их введения совершенно не соответствовала нормам ВТО.

Теперь «в борьбу за счастье» родной промышленности вступил Китай. Практически в течение одного месяца Китай «вывалил» на головы российских экспортеров целый ряд «химических» антидемпинговых расследований.

Первым под удар попал российский синтетический каучук – Поднебесная империя, по мнению некоторых экспертов и большей части экономических обозревателей, таким способом нанесла ответный удар чиновникам российского Министерства экономического развития и торговли, которые незадолго до того вплотную занялись расследованием против импорта китайского кремния. Те же эксперты оценили возможный ущерб «каучуковых» разборок в 35 млн. долларов США в год.

Инициировав расследование, Министерство торговли Китая «обнародовало» свою реакцию на петицию четырех китайских химических компаний, предъявленных опять же четырем российским химкомбинатам (в список «опальных» россиян попали ОАО «Воронежсинтезкаучук» и «Тольяттисинтезкаучук», а также ОАО «Омсккаучук» и ЗАО «Каучук» – все компании принадлежат АК «СИБУР»). В сложившейся ситуации России повезло чуть меньше, чем корейцам, но при этом чуть больше, нежели Японии (и те, и другие попали в «черный каучуковый список» Китая): антидемпинговая пошлина, которой добиваются у своих чиновников китайские химкомпании, для россиян предположительно должна составить 13,35%, тогда как для Кореи – 11,77%, а для химических экспортеров Страны восходящего солнца – ровно 33%.

Главную претензию китайцев – соотношение средней экспортной цены для российского синтетического каучука, складывающееся отнюдь не в пользу Китая, – российские производители признают вполне справедливой. Факт есть факт: Россия поставляет каучук по средней цене 527 долларов США за тонну, тогда как цена на внутреннем рынке с учетом себестоимости производства у китайских компаний не получается ниже 615 тех же самых долларов за тонну.

В то же время, как правильно заметил один из специализирующихся на «антидемпинговом вопросе» правительственных чиновников, далеко не все проблемы такого рода следует решать угрозами введения спецпошлин. Стремление сесть за стол торговых переговоров и, поступившись малым, сохранить большое, для России весьма актуально: по тем видам каучука, против которых начато расследование, российская доля составила в прошлом году 46%. Более того, китайские чиновники подсчитали, что только в период с января по сентябрь 2001 года Россия поставила им 43 тыс. тонн синтетических каучуков на сумму $28,5 млн. А годовой объем импорта этих химпродуктов из России оценивается примерно в $35 млн. Таким образом, в том случае, если Китай все же введет антидемпинговую ставку в 13%, суммарная пошлина для россиян составит 21%. Если учеть проведенную не так давно отмену 50% льготы по НДС для импорта химических материалов в Китай, получится грустная картина: «каучуковые» поставки из России резко сократятся.

Количество дегтя в бочку меда российско-китайских экспортно-импортных отношений добавило антидемпинговое расследование № 2, предпринятое Китаем после получения иска от пяти местных производителей (компаний Shanghai Chlor Alkali Chemical Co, Teijin Dougue Chemical Co, Cang Zhou Chemical Industry, Beijing No 2 Chemical и Cang Zhou Chemical Industry), жаловавшихся в «свое» Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества на падение цен на китайский поливинилхлорид под влиянием импорта этого полимера из США, Японии, Южной Кореи, России и Тайваня. По данным китайской компании Beijing Huaer Co., в 2001 году значительный рост импорта привел к падению цен на ПВХ почти в 2 раза. Более того, по мнению той же компании, на китайском рынке ПВХ сейчас сложилась самая неблагоприятная ситуация за всю его историю.

В то же время, на наш взгляд, неправильно было бы утверждать, что Китай решил путем инициирования антидемпинговых расследований вытеснить с отечественного рынка потенциальных импортеров. По свидетельству Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 95% случаев применение антидемпинговых мер направлено на ограждение национальных отраслей от нарастающего импорта, а это есть не что иное, как забота о родном производителе. Реально понимая, что обойтись без энной доли импорта страна все равно не сможет, Китай не идет на «войну без правил», когда защитные пошлины на экспорт вводятся без предупреждения (так, например, попыталась поступить Литва в июле 2001 года, введя спецпошлины против российского цемента в тот момент, когда российские экспортеры оформляли лицензию на поставки). Скорее всего, нынешнюю ситуацию на российско-китайском рынке стоит оценивать как некую попытку «отстоять справедливость»: в первую очередь, выяснить, не проводилось ли занижение экспортных цен умышленно, дабы «подорвать силы местных производителей изнутри». В пользу же того, что нынешняя «торговая война» должна закончиться миром, отчасти может говорить и тот факт, что еще в начале года переговоры с внешнеторговым ведомством Китая позволили заморозить антидемпинговое расследование против холодного проката и капролактама, когда, будь все-таки с китайской стороны введены защитные пошлины, урон российским производителям мог составить соответственно 250 млн и 100 млн долларов США. Вместо этого начались двусторонние консультации, позволившие говорить о мирном продолжении сотрудничества.

Вообще в сложившейся ситуации ясно одно: Китай и Россия «повязаны» экспортно-импортными отношениями давно и прочно, а ломать выстроенную систему – дело неблагодарное. Тем более, что, как показывает практика, сейчас китайская нефтехимическая (и нефтяная, кстати, тоже) промышленность не может сама полностью обеспечивать внутренний рынок: ввод новых нефтехимических мощностей в Китае пока еще серьезно отстает от стремительно растущего спроса.

В настоящий момент очень сложно предположить, как долго продлятся инициированные Китаем в отношении российского нефтехимического и сталепрокатного импорта антидемпинговые расследования. Это дело не одного-двух месяцев, речь может идти о полугоде и больше. Есть и еще один нюанс: пока расследование идет, вводить защитную пошлину Поднебесная империя не то чтобы не может, а, скорее, просто не будет – зачем ссориться с потенциальными импортерами, активно наполняющими недостающий сегмент местного рынка до тех пор, пока комиссия по расследованию не докажет, что экспортные цены занижались сознательно? Ввести в данный конкретный момент защитные пошлины на импорт из России – это то же самое, что нарушить принцип презумпции невиновности в уголовном законодательстве цивилизованного мира.

Таким образом, России есть на что надеяться и рассчитывать. Главное – соблюдать правила игры.