В последние годы в России заметно увеличился спрос на индустриальные краски. Перспективный, растущий рынок привлекает к себе новых игроков, и, несмотря на большую конкуренцию в этом сегменте, шансы выйти на российский рынок индустриальных ЛКМ у них все-таки есть.

По данным компании Creon, две трети российского рынка индустриальных лакокрасочных материалов занимает продукция отечественных производителей. Треть индустриальных ЛКМ импортируется. Самая высокая доля импорта - 3/5 - в сегменте авторемонтных ЛКМ, наиболее технологичного вида индустриальных красок. В остальных секторах индустриальных ЛКМ отечественные производители доминируют, благодаря более низким ценам на продукцию и умеренным требованиям потребителей, предпочитающих недорогие, хотя и менее качественные материалы, дорогостоящим импортным.

Российский рынок индустриальных ЛКМ в 2003 г.
Сектор Объем потребления, тыс. т Объем производства, тыс. т Объем импорта, тыс. т Доля импорта в потреблении, %
Авторемонтный 30,0 11,9 18,1 60,3
Судовой 40,0 35,44 4,56 11,4
Нефтегазовый комплекс 5,90 3,71 2,19 7,1
Мосты 2,8 1,65 1,15 41,1
Всего 78,7 52,7 26,0 33,0

Сейчас на российском рынке индустриальных ЛКМ во всех ценовых сегментах развернулась острая конкурентная борьба между отечественными производителями, российскими филиалами зарубежных фирм и иностранными компаниями. Одним из признаков усиления конкуренции можно считать ограниченность числа производителей, сумевших пробиться на рынок - из более 300 российских компаний, работающих на российском рынке ЛКМ, в вышеназванных сегментах представлены лишь 37, а в сегменте авторемонтных красок - лишь 3 российские фирмы. О постепенном насыщении отечественного рынка индустриальных ЛКМ говорит и тот факт, что в последние годы заметно снизилась динамика появления на российском рынке новых игроков.

Анализ деятельности компаний, представленных на отечественном рынке индустриальных ЛКМ, позволяет назвать основных производителей, на которых приходится большая часть рынка индустриальных ЛКМ. В их числе крупные отечественные компании ОАО "Русские краски", ОАО "Лакокраска" (Ярославль), ОАО "Черкесское ХПО" (Черкесск), ОАО "Кронос-СПб", ООО "Гамма", ЗАО НПП "ВМП" (Екатеринбург), ЗАО НПК "ЯрЛИ", а также иностранные фирмы HP Body, Novol, Helios, Akzo Nobel, DuPont, Hempel, Jotun, Ameron и Steelpaint.

На основе исследования современного состояния и перспектив развития основных секторов российской экономики, потребляющих индустриальные ЛКМ (топливно-энергетического комплекса, судостроения и судоремонта, автотранспорта, железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства) можно сделать вывод, что средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ в ближайшие пять лет составят 3,0 % в год, а к 2010 году потребности рынка в данном виде ЛКМ возрастут до 97 тыс. тонн. Наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок, а самыми низкими будут темпы роста ЛКМ для строительства и ремонта мостов.

На фоне незначительного роста производства лакокрасочных материалов на российских заводах, обусловленного высокой степенью износа оборудования и отсутствием новых разработок и рецептур, растущий спрос на индустриальные ЛКМ на отечественном рынке будет удовлетворяться за счет увеличения выпуска продукции российскими филиалами зарубежных компаний и роста объемов импорта.

Несмотря на то, что многие российские потребители по-прежнему отдают предпочтение более дешевым, хотя и менее практичным ЛКМ, высококачественная продукция пользуется все большим спросом, особенно в таких сегментах, как авторемонт и нефтяной комплекс. В ближайшие годы эта тенденция усилится, что даст хорошую возможность для выхода на рынок новых производителей, предлагающих потребителю высококачественную продукцию, в первую очередь авторемонтные краски. Конкуренция с российскими компаниями-производителями в верхнем ценовом сегменте минимальна, а преимущество перед импортной продукцией может быть достигнуто за счет оптимизации затрат и конкурентоспособных цен.

Компаниям, выходящим на российский рынок индустриальных ЛКМ, необходимо учитывать ограниченность отечественной сырьевой базы, дефицит и дороговизну многих важных видов сырья и отсутствие в стране собственных научных разработок в области высококачественных, высокоэффективных ЛКМ. Оптимальный выход в данной ситуации - создание СП с ведущими зарубежными производителями ЛКМ, проявляющими интерес к освоению быстрорастущего и перспективного российского рынка.

Более полная информация о рынке промышленных ЛКМ будет представлена на конференции "Индустриальные краски", которую компания Creon проведет на следующей неделе - 22 марта - в отеле "Балчуг Кемпински Москва".