Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) РФ с 5 июня запрещает перевозку опасных грузов в вагонах, срок службы которых был продлен после 1 января без согласования с ведомством.

Соответствующее предписание Ространснадзора компании "Российские железные дороги" опубликовано на сайте ведомства. Ограничение введено для "предупреждения возможных транспортных происшествий". Получив предписание, РЖД должны будут проинформировать о нем владельцев вагонов и вагоностроительные заводы, пишет Рупек.

Предписание базируется на Положении о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении (утверждено в 2010 году) и Порядке согласования возможности продления срока службы грузовых вагонов, перевозящих опасные грузы (принят в конце 2011 года).

Как пояснила "Интерфаксу" глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших собственников подвижного состава) Ольга Лукьянова, порядок согласования намерений по продлению сроков службы "опасных" вагонов, принятый Ространснадзором, довольно сложен, поэтому пользователи предпочитали его не выполнять. "За выполнением этого порядка никто особо не следил, а ведомство этого и не требовало. Теперь, возможно, необходимость соблюдения Порядка приведет к исключению части вагонов, требующих продления, - цистерн и крытых вагонов", - отметила она.

При этом О.Лукьянова добавила, что "существует определенная конкуренция по вопросам продления и эксплуатации вагонов между" Ространснадзором и Федеральным агентством железнодорожного транспорта РФ. "Видимо, это и было определяющим фактором сдерживания Ространснадзора в вопросах разрешения на продление сроков службы. Однако Ространснадзор все чаще получает директивы от вышестоящего руководства об ужесточении контроля за эксплуатацией транспортных средств - и реанимируют ранее бездействующие документы", - отметила она.

Ранее СМИ сообщали, что глава Минпромторга Денис Мантуров написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором предложил поддержать меры, позволяющие "кардинальным образом изменить состояние подвижного состава".

Операторы продлевают срок службы вагонов в среднем на 10–11 лет по процедуре, предусмотренной решениями Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ. Но при проведении продляющих ремонтов, как правило, нет техконтроля и испытаний, стандартных для производителей, отмечал Д. Мантуров. По состоянию на декабрь 2012 года в РФ эксплуатируется около 230 тыс. вагонов (свыше 20% от общего парка) с продленным сроком службы.

Министр предлагает ввести почти полный запрет на продление эксплуатации грузовых вагонов. Срок их службы целесообразно увеличивать максимум на пять лет и то "в исключительных случаях". Также необходимо установить сокращенный межремонтный пробег и ужесточить требования к деповскому ремонту с введением лицензирования или спецаккредитации этой деятельности. В письме говорится, что предложения поддерживает Минтранс. На документе стоит виза президента: "Согласен".

Между тем, участники рынка высказывают опасения, что запрет на продление сроков эксплуатации грузовых вагонов может привести к дефициту специализированного подвижного состава.