Резинотехнические изделия резко перестали пользоваться спросом со стороны практически всех промышленных отраслей. Но цены пока держатся на докризисном уровне: российские заводы РТИ с максимально изношенным оборудованием и так работают на пределе рентабельности, пишет «Пульс цен».

Предложения резинотехнических изделий (РТИ) производственного назначения в справочнике «Пульс цен» представлены в большом разнообразии – ремни, техпластины, манжеты, рукава, шланги, кольца, уплотнения и пр. За последние полтора года их число выросло в 3,4 раза и достигло около 8,2 тыс. предложений от более чем 350 производственных и торговых предприятий (преимущественно из Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и Челябинска). Хотя предприятий, выпускающих достаточно большой ассортимент РТИ, на всю страну наберется чуть больше десятка. Наиболее крупные среди них: Уральский завод РТИ (Екатеринбург), ЗАО «Ярославль-Резинотехника», РТИ-Каучук (Москва), «Курскрезинотехника», УЗЭМИК (Уфа), КВАРТ (Казань), Саранский завод «Резинотехника».

Производство в России РТИ до последнего времени также росло весьма быстрыми темпами. Так, за 2000-2007 гг. производство формовых РТИ в физическом выражении увеличилось в 1,6 раза, неформовых – в 1,8 раза. Но по отдельным видам изделий динамика совершенно различается. Например, за последние восемь лет производство автомобильных шин выросло на 45%, рукавов – на 41%. В то же время производство конвейерных лент осталось на прежнем уровне, а производство прорезиненных ремней и вовсе сократилось на 9%.

Впрочем, сокращение производства в ближайшее время ожидает буквально все виды РТИ, поскольку спрос со стороны практически всех отраслей российской промышленности значительно снизился. «За последние месяц-полтора мы отмечаем резкое сокращение спроса на все виды резинотехнических изделий. Со стороны металлургов и автомобилестроителей – почти на две трети, со стороны других промышленных отраслей – примерно на 30%», - сообщил коммерческий директор ЗАО «Ярославль-Резинотехника» Владимир Соловьев.

В этой сложной экономической ситуации почти все отечественные заводы РТИ к концу ноября были вынуждены сократить рабочую неделю (в среднем до трех дней). Владимир Соловьев поясняет, что сокращение рабочего времени явилось разумной альтернативой сокращению работников на производстве: «Заводы РТИ всегда ощущали дефицит кадров, поэтому даже сейчас мы дорожим своим персоналом».

Вопреки рыночной конъюнктуре с падением спроса цены на РТИ остались почти на докризисном уровне. «Снижение цен на РТИ есть, но оно крайне незначительно – всего процентов пять», - отмечает Владимир Соловьев.

«На сегодня значительного снижения цен на резинотехнические изделия не произошло, – соглашается начальник службы сбыта московского предприятия «РТИ-Каучук» Ольга Селезнева. - Но снижение скоро будет, когда предприятия начнут избавляться от продукции со своих складов».

Эксперты рынка отмечают, что новый баланс спроса и предложения, выраженный в обновленных ценах на резинотехнические изделия, установится только к марту-апрелю 2009 г., когда начнется очередной сезон продаж. К этому времени должна проясниться ситуация с потребностями в РТИ в новый сезон со стороны строителей, металлургов, нефтяников и газовиков.

Пока же цены на РТИ держатся даже на фоне снижения стоимости сырья для производства резинотехнических изделий, прежде всего, стоимости синтетического каучука (примерно на 15% за октябрь-ноябрь). Этот парадокс объясняется несколькими факторами. Во-первых, цены на синтетический каучук до своего падения были непомерно завышены. «Значительную долю в себестоимости РТИ составляют цены на сырье. «СИБУР» фактически выступает монополистом на данном рынке, постоянно повышая цены на синтетический каучук. В этом году повышение цен было особенно ощутимым, на разные виды каучуков они поднялись в среднем в полтора раза», - сообщила Ольга Селезнева.

Также следует отметить, что мировые цены на натуральный каучук и технический углерод тоже снизились, но это снижение отечественные производители РТИ практически не ощутили: это сырье покупается преимущественно за границей за доллары и евро, а при падении курса рубля снижение цен нивелируется. Впрочем, скоро ситуация может измениться: на правительственном уровне рассматривается вопрос об отмене ставок ввозной таможенной пошлины на натуральный каучук. Одна из трех ставок уже отменена в августе 2008 г., отмена оставшихся ожидается в конце 2008 г.

Еще один фактор стабильности цен на РТИ – работа предприятий-производителей на пределе рентабельности и острая нехватка свободных финансов. «Большинство заводов РТИ пока не могут значительно снижать цены на свою продукцию, поскольку работают в основном на заемные средства, которые нужно возвращать. Например, наше предприятие в 2004 году взяло банковский кредит на 5 млн. евро и закупило немецкую линию по производству ремней, а сегодня банк потребовал досрочной оплаты, - рассказывает Владимир Соловьев.

Низкая рентабельность заводов РТИ связана еще и с максимальным износом производственного оборудования, что значительно повышает себестоимость продукции в сравнении с китайскими аналогами и не позволяет повысить качество в сравнении с аналогами из зарубежной Европы. Государство перестало инвестировать в данную отрасль еще в середине 80-х годов прошлого века, а после акционирования и приватизации собственники данных предприятий получили возможность провести модернизацию лишь с начала 2000-х гг., когда повысился спрос на РТИ. Успели не все, точнее, почти никто не успел.

Впрочем, на сегодняшнюю ситуацию Владимир Соловьев смотрит с оптимизмом: «Нынешний кризис – самое благоприятное время для проведения модернизации, поскольку упали цены на импортное оборудование. Поэтому именно сейчас государство и акционеры могли бы простимулировать модернизацию заводов РТИ. Тогда из кризиса мы выйдем обновленными».

За последние двадцать лет отечественные производители РТИ практически не знали «золотых времен», в отличие от нефтяников, металлургов и строителей (к слову, производство большинства видов резинотехнических изделий в физическом выражении так и не вышло на советский уровень). А потому и падение производства ожидается менее болезненным. Ситуация с сырьем как на отечественном, так и на мировом рынках весьма благоприятствует заводам РТИ. Сегодня их выживаемость во многом зависит от того, насколько большую пользу смогут извлечь собственники от изменившихся экономических условий, снизить издержки производства и провести модернизацию, используя в том числе и свои лоббистские возможности в органах власти.