Один из крупнейших в России производителей грузовых и сельскохозяйственных шин — ОАО «Производственное объединение «Алтайский шинный комбинат» (АШК) — на прошлой неделе ввел в эксплуатацию новую производственную линию. Стоимость экструзионного оборудования для производства полуфабрикатов и протекторов шин «квадроплекс», произведенного и поставленного компанией Konstrukta Industry (Словакия), составила 3,7 млн евро. Менеджмент АШК рассчитывает, что инвестиции в модернизацию производства позволят увеличить рынки сбыта как в России, так и за рубежом.

Линия «квадроплекс» объединила в одной головке четыре экструзионные машины холодного питания, что делает возможным производство протекторов для шин одновременно из четырех, а боковины — из трех резиновых смесей. Стабильное качество полуфабрикатов и более однородные смеси позволят снизить силовую неоднородность и динамический дисбаланс шины (что, естественно, позитивно повлияет на комфортность езды). Благодаря «квадроплексу» АШК также расширит конструкторские возможности по созданию более совершенных рисунков протектора (это, кстати, одна из фишек комбината, известного своими смелыми решениями в этой области). «Производительность старых линий нашего комбината составляет от 6 до 10 метров в минуту, новая линия будет выпускать от 20 до 30 метров в минуту», — сообщил журналистам в ходе церемонии пуска линии технический директор предприятия Иван Ремнев.

Инвестиционный проект был реализован за два года — от разработки чертежей до монтажа готового оборудования. И финансировался за счет банковских кредитов. Представители словацкой компании сейчас проводят обучение рабочих завода, пишет Эксперт-Сибирь.

АШК, образованное в 2004 году в результате объединения Алтайской шинной компании с Барнаульским заводом технического углерода, не входит в структуру крупных холдингов, сформированных в отрасли. Хотя конкурирует прежде всего с грандами — «Нижнекамскшиной», заводами холдинга «Сибур — Русские шины» и AV. По итогам 2009 года в денежном исчислении доля АШК в стране составляла 6%. Правда, впереди него стояли шинники, преимущественно работающие на легковой сегмент рынка. В Барнауле ежегодно выпускается до 1,5 млн шин 100 моделей для отечественного и импортного автотранспорта, а также сельхозтехники (под брендами Forward и «Алтайшина»), в том числе — 20-, 21-дюймовые шины для грузового транспорта. Кроме того, ассортимент продукции комбината включает 38 моделей авиашин в основном для военной авиации (гражданских самолетов, как известно, в России почти не производится). 75% продукции АШК реализуются на внутреннем рынке, остальное — экспортируется.

Внедрение в производство «квадроплекса» — завершающий этап модернизации технологической цепочки АШК. В течение последних лет на комбинате фактически полностью заменили резиносмесительное оборудование в подготовительном цехе: установили более вместительные камеры резиносмешения и внедрили УФТ (установки фестонного типа, позволяющие изготавливать резиновые смеси без грануляции). В лабораториях велась постоянная работа по совершенствованию рецептур смесей и отработке нового сырья. По словам генерального директора комбината Натальи Портновой, новая технологическая линия позволит АШК еще больше расширить ассортимент продукции. И соответственно, увеличить долю рынка в России и за рубежом.

Аналитики считают эти планы вполне реальными. «Новый проект АШК очень перспективный и своевременный. Рынок грузовых шин стабильно растет, и, существенно повысив качество продукции, предприятие сможет эффективно конкурировать с импортерами, которые за последнее время очень сильно укрепили свои позиции. Основными конкурентами АШК будут именно иностранные производители, которые предлагают продукт более высокого качества. По нашим оценкам, после запуска проекта доля АШК в грузовом сегменте может быть увеличена до 10 процентов», — считает аналитик ФГ БКС Богдан Зыков. А его коллега из ИФК «Солид» Елена Юшкова добавляет, что, несмотря на жесткую конкуренцию на шинном рынке (каждый из производителей имеет широкий модельный ряд, качество, подтвержденное международными сертификатами, и многолетние связи с автозаводами), продукция АШК имеет преимущества по соотношению цена-качество. Кроме того, комбинат активно продвигает свой бренд не только по всей России, но и за рубежом. И достиг в этом значительных успехов. В частности, уже заключены контракты на поставку продукции АШК в страны ближнего и дальнего зарубежья: Узбекистан, Киргизию, Украину, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Монголию, Афганистан, Гвинею, Румынию и даже Эфиопию. В настоящий момент прорабатываются возможности поставок в Прибалтику, на Кубу, в Болгарию и Молдову. А в работе на экспорт вопрос качества продукции становится определяющим.