По данным ОАО "РЖД", российский газотурбовоз ГТ1h-002 в середине ноября с.г. поступил на Свердловскую железную дорогу (СвЖД) для эксплуатационных испытаний.

На той же дороге (депо Егоршино) с 2013 года эксплуатируется первый магистральный газотурбовоз ГТ1h-001. Он, в ходе испытаний, в том числе с поездами массой 9 тыс. тонн, подтвердил технико-экономические, эксплуатационные и экологические характеристики, заявленные в проекте. На СвЖД в 2012-2013 гг построен СПГ-комплекс с пунктом для заправки локомотивов.

Запас СПГ составляет примерно 17 тонн; его достаточно, как минимум, на 750 км хода.

Опытная эксплуатация ГТ1h-002 осуществляется на грузонапряженном участке Егоршино – Алапаевск – Серов-Сортировочный (СвЖД). В декабре с.г. эти испытания продолжатся на участке Войновка-Сургут (Зауралье), который эксперты считают наиболее рентабельным для использования СПГ-локомотивов. Планируется, что составы весом 9 тыс. тонн с толивными грузами будут направляться, на газотурбовозной тяге, с севера Тюменской области до станции Войновка (СвЖД). Далее, те же поезда без переформирования будут вести высокомощные трехсекционные электровозы.

Эксперт по вопросам развития смешанных перевозок, аналитик Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (в 1980-х - начале 1990-х гг) Валерий Чернышев уточнил обозревателю RCC, что "применение СПГ на железных дорогах может быть наиболее эффективным на высокозагруженных неэлектрифицированных участках большой протяженности. Что было доказано еще советскими исследованиями 1970-х - начала 1980-х гг. Экологические преимущества СПГ (прежде всего, снижение вредных выборов в атмосферу минимум вдвое по сравнению с тепловозами) тоже повышают конкурентоспособность этой тяги по сравнению с тепловозной, но требуется комплексная и отнюдь не дешевая инфраструктура, обеспечивающая безопасность заправки и эксплуатации "газовых" локомотивов, как и хранения СПГ. В практике локомотивного хозяйства России это направление только начинает развиваться".

Показатели выхлопов российского газотурбинного двигателя соответствуют стандарту Евро-5; уровень шума этого двигателя не превышает санитарных норм в РФ. Серийный выпуск упомянутых газотурбовозов планируется на Людиновском тепловозостроительном заводе (Калужская область), входит в холдинг "Синара – Транспортные Машины". Применение СПГ на железных дорогах - среди приоритетных задач "Энергетической стратегии ОАО "РЖД".