На минувшей неделе ОАО «РЖД» и ЗАО «Корпорация “Тольяттиазот”» (ТоАЗ) договорились о строительстве железнодорожной ветки от станции «Вышестеблиевская» до строящегося аммиачного терминала, которое ведет тольяттинский химзавод на Таманском полуострове (Краснодарский край), пишет «Коммерсант».

Корпорация «Тольяттиазот» еще в 1999 году заключила с Министерством путей сообщения РФ договор о строительстве временной железнодорожной ветки до терминала. Дорога связала разъезд Тракторный (неподалеку от станции «Вышестеблиевская», Краснодарский край) и строящийся терминал. Длина временного подъезда примерно 40 км. В соглашении было указано, что дорога должна действовать один год. После этого стороны планировали обсудить дальнейшее сотрудничество и продлить соглашение на пользование временной веткой или построить постоянную дорогу. Однако в 2000 году соглашение не было продлено, но при этом компания продолжала использовать ветку. В прошлом году ОАО «РЖД» совместно с МЧС Краснодарского края запретило корпорации пользоваться временным участком дороги.

Сейчас у предприятия нет железнодорожного подъезда к терминалу, а материалы, необходимые для строительства, поставляются автомобильным транспортом. На запасных путях у станции «Вышестеблиевская» скопилось несколько составов с металлоконструкциями, которые нельзя перевозить по автодороге.

На прошлой неделе ОАО «РЖД» предложило корпорации «Тольяттиазот» заменить временную дорогу постоянной, руководство химической компании фактически согласилось на это предложение, но официальных соглашений пока не подписано. Как сообщили на химзаводе, инвесторами строительства новой ветки выступят «Тольяттиазот» и его партнеры — «Таманьнефтегаз» и «Тамань-Транзит». По некоторым данным, стоимость проекта может составить 20 млн долларов. При этом ветка должна быть протянута от станции «Вышестеблиевская» до терминала со строительством конечной станции «Волна», состоящей из четырех путей.

Стоит отметить, что эта дорога по проекту должна будет обладать большой пропускной способностью (порядка 2600 тонн). Предполагается, что «Тольяттиазот» будет перевозить по этому направлению 6 млн тонн грузов ежегодно. Кроме того, железнодорожной веткой планируют пользоваться и другие инвесторы проекта — «Таманьнефтегаз» и «Тамань-Транзит». Как сообщили в ОАО «РЖД», возведение объекта начнется весной этого года.

Проект строительства морского порта по перевалке сжиженных углеводородных газов, аммиака, нефти и нефтепродуктов в бухте Железный Рог был разработан в соответствии с федеральной программой развития транспортной сети юга России, коридора «Север-Юг» и портов Краснодарского края. Его проектная мощность — 30 млн тонн нефти, нефтепродуктов и химических грузов. На первом этапе, к 2006 году, предполагается довести объем перевалки грузов в порту до 6-8 млн тонн в год. К 2010 году объемы перевалки должны вырасти до 15 млн тонн. На третьем этапе, до 2015 года, порт выйдет на проектную мощность. Суммарная площадь земли, отведенной под береговые сооружения, составит около 670 га, стоимость проекта — примерно 200 млн долларов.