Быстрый рост потребительского рынка увеличил спрос розничных сетей на упаковку. Сегодня упаковка призвана не только защищать товар от неблагоприятных условий окружающей среды, но и выполнять функцию рекламы и информирования конечного потребителя, сообщает РБК.

Мировой рынок упаковки является ведущей отраслью экономики. Мировые расходы на развитие упаковки достигли 480 млрд долларов за год, доля пищевой упаковки в общей структуре производства составляет 40%, тогда как доля биоупаковки - на уровне 0,5%.

В России производство упаковочных материалов получило развитие только в последние годы, до этого упаковка импортировалась. Годовой объем российского рынка упаковки составил 11 млрд долларов, половина этого объема приходится на производство пищевой упаковки. А вот доля биоупаковки равна нулю.

"Биоразлагаемая упаковка будет обходится в пять раз дороже традиционной упаковки. Но если включать в расчет минимизацию последствий экологических бедствий, то в этом случае затраты на биоупаковку не выглядят такими большими, притом что с развитием технологий издержки на ее производство снижаются. За три года цена биоразлагаемой упаковки упала почти в два раза", - рассказал в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" генеральный директор национальной упаковочной компании "Пагода" Никита Калашников.

Однако основным драйвером роста биоразлагаемой упаковки в мире является законодательная база, которая стимулирует производителей продуктов питания и ретейлеров переходить на ее использование. Пока в России спрос на биупаковку формируют сети премиального сегмента, которые, преследуя имиджевые цели, хотят продемонстрировать потребителю, что их продукция продается в экологической упаковке. Но в этом случае за упаковку товара платит не кто иной, как потребитель.

Представители упаковочного бизнеса говорят о том, что рынок упаковки находится на пороге структуризации. Если долгие годы рынок упаковки был непрозрачным в силу того, что на нем доминировали мелкие игроки, а высокая рентабельность производства позволяла компаниям оставаться непубличными, то в ближайшие два года на этом рынке ожидаются сделки по слиянию и поглощению, приход международных игроков, которые рассматривают возможность инвестиций в такие сегменты упаковки, как картон, алюминиевые банки и др.

Изменилась и цена "входного билета" в этот бизнес. "Если пять лет назад она была равна 150-200 тыс. долл., то сейчас не имеет значения открывать этот бизнес, не имея на руках 2-2,5 млн долл.", - отмечает Н.Калашников. Но при хороших показателях развития этот бизнес-проект окупается в течение двух-трех лет. Причем конкуренции на отечественном рынке упаковки в регионах практически не ощущается за исключением только Москвы, где самый высокий процент потребления упаковки (более 25%). Чтобы минимизировать расходы на транспортировку своей продукции и в то же время увеличить долю своего присутствия на рынке, столичные компании отдают производство своей упаковки на аутсорсинг.

По предварительным данным, рынок полимерной термоупаковки в 2007г. вырос на 21%, в денежном выражении емкость этого сегмента рынка составит 300 млн долл. В 2008г. прирост рынка составит 17%, в 2009г. - 13%, в 2011г. - 6%. Но даже при этих показателях роста наш рынок упаковки далек от насыщения, если учитывать, что в Западной Европе производится 10 кг упаковки на человека в год, а в России - от 1,5 до 2 кг.