После тяжелейшего кризиса российская индустрия полимерных волокон нащупывает дорогу в будущее. Скорее всего, оно состоит в выпуске нишевых высокотехнологичных продуктов

В пятницу 21 октября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась международная конференция Creon «Полимерные волокна и нити 2011». Мероприятие стало первым за много лет, поскольку только сейчас отрасль смогла более-менее оправиться от кризиса и начать обсуждение перспектив развития. Рынок химических волокон и нитей в России сейчас ничтожно мал, значительно меньше того потенциального объема, на который рассчитывают производители, сравнивая Россию с другими европейскими странами. Ситуация в отрасли печальная, однако ее игроки готовы сделать все возможное, чтобы реализовать рыночный потенциал индустрии и это не может не воодушевлять. Об этом в приветственном слове собравшимся сказал генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов.

Обзорный доклад о состоянии производства полимерных волокон в России и других странах СНГ представил директор текстильного департамента «Колтек Интернешнл», известный эксперт и активист волоконной индустрии Эмиль Айзенштейн. По его словам, ситуация в России на фоне мировых трендов весьма нерадостная. В 2010 году в мире было произведено 53,8 млн т химических волокон всех видов, на 12% больше, чем годом ранее. При этом более 90% производства составляют синтетические волокна. Советский Союз до 1990-х годов был одним из крупнейших в мире производителей химволокон, выпускалось более 1 млн т продукции ежегодно (9% мирового производства). Согласно советским планам к 2000 году выпуск должен был увеличиться до 3 млн., однако политическая и экономическая история распорядились иначе. Сейчас на все страны СНГ приходится около 1% мирового выпуска: Россия производит около 150 тыс. т химволокон и нитей ежегодно, Белоруссия – 250 тыс. т. Технологическое развитие отрасли, по словам г-на Айзенштейна, происходит в основном в Белоруссии, однако в связи с недавними финансовыми проблемами в стране, сложности начались и у белорусских заводов. В частности, было остановлено последнее в СНГ производство вискозных волокон, хотя в мире, в частности в Индии и Китае, их выпуск растет. Могилевский завод химволокна развивает выпуск бутылочного ПЭТФ вместо волоконного. На Украине практически остановлен Черниговский завод химволокна, который был единственным в СНГ производителем полиамида 6,6. Производство полиэфирного корда на «Сибур-Волжском», по словам докладчика, прекратилось, так и начавшись. На грани остановки находится завод нитронового волокна в Саратове.

Единственный сектор волоконной индустрии, который в 2010 году увеличил объемы выпуска, это производство полипропиленовых волокон, которые используются для различных технических целей. Активно способствует развитию этой индустрии в стране обилие дешевого сырья (полипропилена). Полиамидные волокна некогда составляли основу выпуска химволокон и нитей в СССР, который обладал собственной технологией их производства, однако очевидно, что, несмотря на усилия «КуйбышевАзота», масштабного развития этот рынок в России больше не получит. Что же касается волокон полиэфирных, то нынешний спрос на них в стране составляет около 80 тыс. т. Потенциальная потребность текстильной отрасли оценивается президентом Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Борисом Фоминым в 160 тыс. т, а в полимерных волокнах в целом – в 250 тыс. т. Только в последнем случае имеет смысл создавать в стране собственное производство волоконного ПЭТФ современной мощности (от 200 тыс. т и более).

Менеджер маркетингового агентства «Нужные люди» Сергей Делимов рассказал подробнее о внешней торговле химическими волокнами России со странами, не входящими в Таможенный Союз. Экспорт волокон из России стабилен и в целом очень низок, объемы импорта определяются спросом, поскольку импортные волокна используются в сферах, более подверженных рыночной конъюнктуре. Ввозятся ацетатные волокна для сигаретных фильтров, однако основу импорта составляют синтетические волокна – полиамидные и полиэфирные. Главными поставщиками среди стран дальнего зарубежья являются Корея, Китай и Турция. Экспорт волокон осуществляют в небольших объемах в основном Курский и Щекинский заводы химволокна, потребителями их продукции являются Италия, Турция и Украина.

Советник отдела организации легкой промышленности Минпромторга России Анна Орозова рассказала о мерах государственной поддержки использования химических волокон отечественной текстильной индустрией. На долю текстильной продукции приходится 20% рынка непродовольственных товаров в России, это важный сегмент потребительского спроса. Сейчас он удовлетворяется преимущественно за счет импорта, однако в прошлом доля текстильной продукции в ВВП страны была достаточно велика, ряд предприятий отрасли, по словам специалиста, до сих пор являются градообразующими. Сейчас доля химических волокон в структуре потребления волокон разных видов отечественной текстильной индустрии увеличилась до 68%, за счет вытеснения крайне дорогого в последнее время хлопка, цены на который достигли 6000 долларов за тонну. Также с 3% до 1% сократилась доля шерсти, тогда как доля льняного волокна стабильна и составляет 7%. Предполагается, что к 2020 году индустрия будет потреблять 450 тыс. т полимерных волокон и нитей, в основном полиэфирных. Сейчас в страну импортируется ежегодно 170 тыс. т синтетических волокон и 40 тыс. т искусственных, хотя в структуре последних немалую долю занимает ацетатный жгутик для сигаретных фильтров. Существует стратегия развития отечественной легкой промышленности, которая, однако, не предполагает прямого финансирования и дотаций отрасли из государственного бюджета. Утвержденный премьер-министром страны проект создания крупного производства волоконного ПЭТФ и полиэфирных волокон в Ивановской области стоимостью 8 млрд долларов пока не может найти инвесторов, хотя государство отменило пошлины на ввоз оборудования и через ВЭБ готово предоставлять льготный процент по кредитам участникам «текстильного кластера». Начать строительство завода планируется в 2013 году, однако утвержденного проекта сейчас нет. Начальник отдела сбыта «Курскхимволокна» Дмитрий Алексеев обратил внимание аудитории на тот факт, что даже такой традиционно лояльный к отечественной продукции потребитель как Министерство обороны, несмотря на обязательства по использованию товаров, произведенных из российского сырья, для экономии средств закупает импортное обмундирование.

Сергей Кравцов, заместитель начальника отдела маркетинга «Могилевхимволокно» рассказал о современном состоянии и перспективах развития предприятия. Согласно приведенным им статистическим данным, около 68% продукции завода экспортируется, а из этих объемов более 60% поставляется в Россию. Большие объемы химических волокон и нитей отгружается также в страны Европы. Завод намерен увеличить производство новых видов полиэфирных технических нитей, с улучшенными физико-механическими показателями. Инвестиционная программа завода предполагает вложение в производство более 200 млн долларов. Планируется расширение производства штапельного волокна на 60 тыс. т в год до 2015 года и ряд других инвестиционных решений. Главной проблемой г-н Кравцов назвал дефицит и дороговизну сырья, в первую очередь ТФК, на которую предприятие планирует перейти вместо ДМТ, и надеется на появление в европейских странах и странах СНГ новых поставщиков. Эмиль Айзенштейн заметил, что Могилевский завод химволокна с момента запуска фактически не проходил серьезную модернизацию, производство всей продукции за исключением технических нитей убыточно и дотируется государством. Предприятие остро нуждается в инвестициях.

Генеральный директор EATP Фредерик ван Хут рассказал о европейском рынке полипропиленовых волокон и нитей. Европейский рынок полипропилена составляет, согласно приведенным им данным, около 9 млн т в год. В прошлом году спрос вырос на 6%, однако за последние годы общий объем рынка изменился незначительно, его развитие происходит в основном качественным, а не количественным путем. Общий объем европейского рынка полипропиленовых волокон составляет 2,5 млн т или 4 млрд евро, однако может быть больше, поскольку цифры учитывают статистику только по 200 компаниям. На выпуск волокон и нитей уходит 25% всего потребляемого в Европе полипропилена, это второе по популярности направление его переработки после выпуска литьевых деталей. На полипропиленовые волокна приходится также 40% всего европейского рынка химических волокон и нитей. Их преимуществами являются простота и экологичность переработки, доступное и относительное дешевое сырье, легкость и устойчивость к внешним воздействиям. Главным недостатком является гидрофобность волокон, что сильно затрудняет их окрашивание.

Более 26% полипропиленовых волокон в Европе идет на гигиенические и медицинские изделия, 22% - на ковры и другие покрытия, велика доля агротекстильных изделий. Рынок штапельных полипропиленовых волокон крайне узок, в основном они используются для технических целей. Все шире применяются изделия из тонких полипропиленовых лент – геотекстиль, сети, упаковочные материалы, ковры и т.д. Активно развивается, особенно, в Восточной Европе, производство нетканых спанбондов. В целом рынок достаточно насыщен, высококонкурентен, вовлечен в интенсивную международную торговлю, в основном, с Азией, и потому не очень прибыльный. На первое место выходит уже не цена продукции, а ее качество и взаимодействие с потребителями. Инновационное развитие в отрасли связано в основном с модификацией свойств волокон, прежде всего – их окрашиванием. По мнению г-на ван Хута, российский рынок полипропиленовых волокон имеет большой потенциал для роста, главным образом, за счет их использования в строительной сфере, для замены ряда традиционных материалов. Выпуск нетканых материалов, гигиенических изделий и геотекстиля в России уже развит весьма хорошо.

Вице-президент Uhde Inventa-Fischer Штефан Бартц рассказал о технологических решениях компании для выпуска ПЭТФ и полиамида. Основной темой выступления г-на Бартца был поиск правильного ответа на вопрос о том, можно ли построить в России современное производство волоконного ПЭТФ. Полиэфирные волокна потребляются в мире в количестве 39 млн т, при этом 90% их производства сосредоточено в Азии, в основном в Индии и Китае. Рынок растет ежегодно на 9%, чем превосходит темпы роста многих других продуктов. Россия, с точки зрения докладчика, вполне могла бы стать активными игроком мирового рынка полиэфирных волокон. Компания Uhde Inventa-Fischer имеет большой опыт работы в России и других странах Восточной Европы. По ее технологии были построены заводы ПЭТФ в Могилеве, Солнечногорске и Калининграде, полиамидное производство «КуйбышевАзота». По словам г-на Бартца, в Азии создаются интегрированные комбинаты мощностью более 600 тыс. т полиэфирных волокон в год, строятся комплексы, которые выпускают как бутылочный, так и волоконный ПЭТФ. В России для реализации подобных проектов, создания производства хотя бы минимально рентабельной мощностью 200 тыс. т не хватает как сырья (ТФК), так и рыночного спроса. Сырьевые проблемы могут быть решены с запуском в Польше завода мощностью 600 тыс. т в год, развитие же текстильной индустрии возможно только при участии федеральных и региональных властей, усилия которых могут поддержать потребителей полиэфирных волокон. Впрочем, г-н Бартц признал, что ни в одной из развитых стран, где текстильная отрасль пережила депрессию, она так и не возродилась в прежнем виде и существует только в виде производства нишевых продуктов, преимущественно для технических целей.

Менеджер по продажам «Комитекс» Максим Надуткин рассказал о деятельности компании и перспективах развития бизнеса. Завод, на базе которого было создано производство волокон, был основан в 1979 году, производит нетканые материалы для линолеума, геотекстиля, полотна для автопрома. В середине 2000-х годов на предприятии было запущено производство сначала полипропиленовых, а затем полиэфирных волокон. Выпуск последних дал стимул для массовой вторичной переработки пластиковых бутылок, которые перерабатываются компанией ежегодно в объеме до 1 млрд штук. С 2011 года ведутся работы по увеличению мощности производства химических волокон до 25 тыс. т в год.

О состоянии индустрии углеродных волокон стран СНГ рассказал генеральный директор НПЦ «Увиком» Марк Казаков. По его словам, в позднесоветский период существовали планы по созданию трех производств углеродных волокон на базе ПАН и вискозы мощностью по 1000 т в Балаково, Светлогорске и Кустанае. Большая часть этих мощностей ныне потеряна, производство волокон на основе вискозы ведется в Светлогорске (150 тыс. т ежегодно), причем местный завод, по убеждению г-на Казакова, имеет лучшее оборудование и технологию в мире. Выпуском волокон на основе ПАН занимается в Балаково холдинг «Композит», который продает их предприятиям ВПК. Отсутствие собственного крупного производства сильно тормозит развитие российского рынка углеродных волокон, которые широко используются не только в оборонном комплексе, но и для выпуска суперконденсаторов и перевязочных материалов. Сырье после закрытия вискозного производства в Белоруссии, «Увиком» закупает за рубежом. При этом в самой России давно не осталось ни вискозных заводов, ни производства целлюлозы вискозного качества. Российский авиапром начал закупать углеродные волокна американского производства.

В ходе круглого стола участники конференции оценили состояние отрасли, как очень тяжелое, однако не безнадежное. По словам Дмитрия Алексеева, «розовые очки» в отрасли давно никто не носит и будущее индустрии только в новых технологиях. При этом в России кроме химического сырья и целлюлозы никаких других источников волокон для текстильной индустрии не существует, поскольку импортный хлопок дорог, а производство льна сильно сократилось. Отрасль, по его определению, находится в состоянии разрухи с «очагами сопротивления». Тем не менее, индустрия продолжает развиваться, однако нуждается в государственной поддержке хотя бы через систему госзакупок продукции для оборонных и иных нужд. Штефан Бартц заметил, что даже в Китае участие государства в жизни текстильной отрасли только стратегическое, однако в России такого нет. Советник генерального директора завода «Сибур-Волжский» по развитию Геннадий Шпаковский заверил аудиторию, что проект производства полиэфирного корда на заводе, несмотря на перебои с финансированием и абсолютную непрофильность этого бизнеса для «Сибура», все же будет доведен до конца, причем уже в конце этого года. Конкурировать с азиатскими производителями, по его словам, очень тяжело, поскольку они располагают сырьевыми ресурсами и имеют установки гораздо большей мощности. Спасти ситуацию могло бы производство ПЭТФ волоконного качества в России, но смелых инвесторов пока нет. Генеральный директор «Полимерснаба» Андрей Миньков заметил, что в России в последнее время не спрос рождает предложение, а наоборот, и привел в качестве примера рынок спанбонда, который совсем недавно мало где использовался. Для создания производства волоконного ПЭТФ в России как и для любого инвестиционного проекта стоимостью более 100 млн долларов, по его мнению, необходима государственная поддержка. Дмитрий Алексеев возразил, что в государственной поддержке нуждаются жизнеспособные сектора промышленности, тогда как в Ивановской области прядильное производство фактически прекратило существование, остались только ткачество и пошив одежды.

Заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Олег Кащеев призвал участников отрасли трезво смотреть на вещи и избегать чрезмерного алармизма. По его мнению, ситуация в легкой промышленности не самая сложная, гораздо лучше, чем в ряде других секторов; растет выпуск нетканых материалов, создаются малотоннажные производства химволокон, в том числе у текстильных предприятий. Есть конкурентоспособные предприятия во Владимирской области, «Завидовский текстиль» в Тверской области. Что же касается Ивановской области, то государство только ищет инвесторов, но не намерено финансировать что-либо из бюджета. О том, что было в СССР надо забыть навсегда, потому что мегакомбинатов больше не будет. На рынке востребованы небольшие партии разнообразной продукции, которые сейчас импортируются. Возможно, в замещении этого импорта мини-производствами и состоит успешное будущее отрасли.