Вчера стало известно, что республика намерена отказаться от участия в ОАО «Стерлитамакские железные дороги» (СЖД), в котором владеет 100% уставного капитала. В план приватизации до 2015 года предприятие прежде не включалось. Собеседники полагают, что на актив мог найтись покупатель. Деятельность СЖД находится в прямой зависимости от заказов стерлитамакских нефтехимиков, в первую очередь предприятий, входящих в группы «Башкирская химия» и «Тау». Стоимость компании аналитики оценивают по-разному, в диапазоне 110–250 млн рублей.
О том, что правительство Башкирии решило продать 100% в уставном капитале ОАО «Стерлитамакские железные дороги», стало известно из опубликованного вчера на сайте госзакупок сообщения министерства земельных и имущественных отношений республики. В нем отмечено, что правительство намерено заказать рыночную оценку государственной доли по итогам тендера 8 сентября. В план приватизации республиканского имущества на 2014–2015 годы «Стерлитамакские железные дороги» включены не были.
ОАО «Стерлитамакские железные дороги» владеет железнодорожными путями протяженностью 80,9 км в городской промзоне. Оказывает услуги по перевозке грузов, ремонту и уборке вагонов, сдает нефтехимическим предприятиям города в аренду подвижной состав — 290 специализированных цистерн. Обществу принадлежат 10 тепловозов серии ТЭМ-2 и ТЭМ-18, 310 грузовых вагонов. Уставный капитал ОАО — 127,23 млн руб. Чистые активы в январе оценивались в 290,17 млн руб. Выручка в 2013 году составила 195,97 млн руб., чистая прибыль 43,56 млн руб., кредиторская задолженность 13,49 млн руб. В компании работают около 240 человек.
Основной грузооборот СЖД в 2013 году, как следует из отчетности предприятия, обеспечили промышленные компании Стерлитамака, входящие в группы «Башкирская химия» и «Тау». Так, грузооборот с ОАО «Каустик» (ГК «Башхим») составил 21,4 млн тонно-километров (т км), ОАО «Синтез-каучук» и СНХЗ (входят в ГК «Тау») — 12 млн и 7,34 млн т км соответственно. «Синтез-каучук» и СНХЗ при этом снизили объемы грузооборота на 1,6% и 4,4%, «Каустик» их увеличил на 1,5%. Объем перевезенных грузов госкомпании снизился к 2013 году на 1,74%, грузооборот — на 2,9%. Стоимость услуг предприятия упала на 1,2%, себестоимость в результате удорожания материалов и энергоресурсов выросла на 7,3%. Прибыль предприятия сократилась на 27,4%.
Таким образом, «Стерлитамакские железные дороги» находятся в прямой зависимости от производственной деятельности и финансового положения химических предприятий Стерлитамака.
В минземимуществе планы приватизации предприятия вчера не комментировали. Источник, близкий к руководству ГК «Башхим», сообщил, что предложений о покупке СЖД в компании пока не получали. В руководстве СЖД о планах приватизации узнали от „Ъ“. Собеседник на предприятии считает наиболее вероятными покупателями структуры группы «Тау» и «Башхима».
Аналитики согласны, что интерес к покупке могут проявить в первую очередь крупные заказчики предприятия. По оценке аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, исходя из показателей выручки, прибыли и долговой нагрузки 100% акций предприятия можно оценить в 250 млн руб. Решение о приватизации, по мнению эксперта, выглядит своевременным, так как «пока компания демонстрирует в целом хорошие финансовые результаты, но ее выручка снизилась, себестоимость возросла, в результате прибыль от продаж сократилась больше чем на четверть». «Нивелировать такой негативный фактор удалось благодаря двукратному росту прочих доходов, но в долгосрочном периоде компании следует зарабатывать за счет основной, а не прочей деятельности»,—заметил господин Лукашов.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает стоимость компании в диапазоне 110–130 млн руб. «Учитывая, что это промышленные железнодорожные пути, которые имеют лишь примыкание к путям общего пользования ОАО „РЖД“, и обслуживает компания ряд местных предприятий, пользователи дороги и представляются наиболее вероятными покупателями, если, конечно, у них будут на это средства»,— заметил эксперт.