На рынке гибкой упаковки объем производственных мощностей печатных предприятий вдвое превышает спрос. Для развития печатникам требуются постоянные инвестиции как в материальные активы, так и в НИОКР, что в условиях падения тиражности заказов и ужесточения систем омологации у потребителей становится подчас невозможным. Конвертеры задумываются об объединении друг с другом либо с производителями пленок для укрепления своих позиций
INVENTRA, входящая в группу CREON, провела восьмую международную конференцию «Полимерные плёнки» в Москве 17 июня 2013 г. Спонсором мероприятия выступила компания «Центрополимер», партнером – Bruckner Maschinenbau.
За последние годы произошли заметные изменения в структуре российского рынка полимерных пленок. Лидирующие позиции заняла гибкая упаковка, предназначенная для товаров повседневного спроса. Наметилась тенденция на объединение пленочников с печатниками. Однако, как отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, не все игроки рынка положительно смотрят на перспективу такой интеграции. Каких позиций придерживаются производители пленок, а каких конвертеры, участники пытались выяснить в рамках конференции.
По оценкам экспертов, в 2012 г. объем российского рынка полимерных пленок достиг 1,35 млн т, из них полиэтиленовые – 960 тыс. т (71%), поливинилхлоридные и полипропиленовые приблизительно по 150 тыс. т каждая, отметила директор департамента аналитики компании INVENTRA Лола Огрель, которая более подробно остановилась на сегменте ПВХ пленок. По ее словам, из-за кризиса часть российских предприятий прекратила выпуск ПВХ-пленки, и на рынке стала превалировать импортная продукция. Отечественное производство по итогам 2012 г. сократилось на 23% по отношению к 2007 г., составив 35 тыс. т, из них менее 15 тыс. т – пластифицированные пленки. Ведущими производителями являлись ДПО «Пластик» и «Клекнер Пентапласт Рус». Доля импорта в потреблении ПВХ пленок в последние годы демонстрировала восходящий тренд и в 2012 г. превысила 78%. Главным образом ввозилась продукция китайского (48%), немецкого (11%) и южнокорейского (8%) производства. В то же время было отмечено, что по стоимости немецкая пленка обходится вдвое дороже китайской: порядка 4,63 долл./кг против 2,11 долл./кг. Между тем немецкое качество оставалось высоко востребованным в таких областях использования пленки, как отделка оконных профилей, пищевая и фармацевтическая упаковки. В целом в 2012 г. основными сферами потребления оставались пищевая и техническая упаковки, пленки для мебели и производства натяжных потолков.
В сегменте полипропиленовых пленок основной объем приходится на биаксиально-ориентированные пленки (ВОРР), порядка 124 тыс. т. Емкость рынка неориентированных пленок (СРР) не превышает 22 тыс. т. По словам Ильи Папуши, директора по маркетингу и продажам «Биаксплена», рынок ВОРР остается пока немного дефицитным, несмотря на то, что объем потребления превысил докризисный уровень. Рост рынка ВОРР составил порядка 4% по итогам 2012 г. (здесь и далее – по оценкам на основе Market Report consulting, ФТС). Отечественное производство достигло 105 тыс. т, при этом объем экспортируемой продукции увеличился до 22 тыс. т. Доля импорта находилась в пределах 35%. На сегодняшний день на рынке два российских производителя: «Биаксплен» (совокупные мощности по ВОРР которого составляют 111 тыс. т в год) и «Еврометфилмз» (25 тыс. т в год). Основными сегментами потребления ВОРР являлись пищевая упаковка для кондитерских изделий, снеков, бакалейных товаров, а также клейкие ленты и пленка для упаковки табачной продукции.
К 2015 г. производство ВОРР в России вероятно возрастет до 192 тыс. т, при этом ожидается снижение импорта с 40 до 5 тыс. т, а экспортировать придется до 58 тыс. т. Объем потребления, при уровне прироста в 5%, достигнет 141 тыс. т. «Биаксплен» планирует увеличить свои номинальные мощности по производству ВОРР на 68,5 тыс. т за счет запуска нового производства в Томске в 2013 г. и пуска новой линии в Новокуйбышевском филиале компании. Кроме того, на рынке появится новый игрок – WaterFall Pro с заводом мощностью 35 тыс. т в Ростовской области.
В 2013 г. в рамках Таможенного союза суммарное потребление ВОРР достигнет 146 тыс. т, при этом Белоруссия будет экспортировать на российский рынок порядка 6 тыс. т напечатанной пленки, а Казахстан около 2 тыс. т этой же пленки будет импортировать из России.
В настоящее время доля отечественных конвертеров на российском рынке занимает 90% (остальные – мультинациональные компании), в то время как рынок продуктов питания на 80% в руках иностранцев. В соответствии с мировым опытом доля российских компаний-потребителей упаковки со временем должна возрасти. На нашем рынке потребители упаковки еще не принимают участия в жизни конвертера в отличие от западных стран, где закупщики в силу долгосрочных дружеских отношений заинтересованы в благополучии и развитии предприятия, которое наносит печать на упаковку для их продукции. В России пока практикуется проведение тендеров, которые нередко приводят к тому, что заказы не окупают материальных затрат. Сложившаяся ситуация не позволяет конвертерам получить прибыль, которая позволила бы обновлять оборудование по запросам рынка. Говоря о конвертинге, г-н Папуша отметил, что их предприятие не планирует участвовать в интеграции, но в то же время будет продолжать взаимодействовать с печатниками. «Биаксплен» старается не терять связь с печатными компаниями и в сотрудничестве с другими мультинациональными компаниями проводит совместные переговоры в целях построения прозрачных и долгосрочных отношений в системе «производитель пленки – конвертер – конечный потребитель».
Сравнивая российский рынок полимерной пленки с западным, Михаил Шуляков, директор департамента промышленности «Евромет-Холдинг», отметил, что в европейских странах широко распространен аутсорсинг, в результате чего на предприятиях занято гораздо меньше людей по сравнению с российскими компаниями. В Европе рынок контрактный, в то время как у нас он по большей части остается спотовым. Российское законодательство и российская действительность не позволяют работать по европейским стандартам, где у производителей пленки стоимость переработки не превышает 0,55 евро/кг. В целом рынок печатников низкомаржинальный, если не сказать убыточный: объем мощностей в два раза больше уровня спроса. Степень загрузки печатных машин в среднем 50-70%.
Необходимо сотрудничество между производителями пленки, упаковки и ее потребителями, считает Алексей Стадник, начальник отдела закупок «Конфлекс». По его словам, снижение прибыльности у конвертеров вызвано увеличением производственных издержек на фоне общего роста конкуренции на рынке. Низкие доходы привели к сокращению бюджетов на новые исследования, проекты и технологии. Плюс импорт гибкой упаковки, объем которой достигает 20-35 тыс. т. В этой связи есть риск, что отечественный рынок займут иностранные компании, имеющие значительные финансовые ресурсы и привносящие инновационные решения. Поддержкой для отечественных печатников могли бы стать субсидированные государством кредиты, лизинговые программы либо предоставление госгарантий для иностранных предприятий, которые продают в рассрочку оборудование российским конвертерам.
Говоря о работе «Конфлекс», г-н Стадник отметил, что на их предприятии загружено порядка 85% мощностей; используется флексопечать, которая позволяет поддерживать себестоимость производства, несмотря на падение тиражности.
По мнению директора компании «СуперПринт» Сергея Щеглова, печатники с оборотом значительно меньше 500 т в месяц не представляют интереса с точки зрения интеграции для производителей пленок, поэтому им остается либо увеличивать собственные мощности, либо объединяться с другими коллегами по цеху. Что касается компании «СуперПринт», то предприятие в основном работает на импортном материале (70%). Короткие сроки изготовления заказов заставляют содержать большие складские запасы, что накладывает на фирму дополнительные кредитное бремя и транспортные расходы. В целом компания держится за счет уменьшения затратной части и продажи своей продукции по максимальной цене.
В Тольятти в рамках СЭЗ у типографского бизнеса могут появиться новые возможности для развития, в частности, за счет привлечения дополнительных инвестиций, считает г-н Щеглов.
Генеральный директор Bruckner Russia Петер Мертес рассказал о современных технологических решениях для производства пленок. Компания Bruckner поставляет высокоэффективные линии с низким энергопотреблением и высокой степенью автоматизации. По оценкам компании, в 2012 г. в мире было произведено более 18 млн т ориентированной пленки, из них доля ВОРР составила 58%, ВОРЕТ – 36%, ВОРS – 3%. Общий мировой спрос на ВОРР, по данным за первые 6 месяцев 2012 г., оценивался в 6,4 млн т. При сохранении среднего прироста в 6,6%, потребление ВОРР в 2016 г. должно превысить 8 млн т. Основными рынками сбыта остаются сегмент этикеток, пищевая промышленность, табачная продукция.
Доля Bruckner на мировом рынке оборудования для биаксиально-ориентированных пленок достигла 62% по итогам 2012 г. В компании имеется центр исследований, на базе которого разрабатываются технологические решения в соответствии с пожеланиями каждого заказчика. Таким образом, конечные потребители могут давать свои запросы относительно желаемых параметров пленки для гибкой упаковки напрямую поставщику оборудования. Все новые разработки для владельцев брендов хранятся в строжайшем секрете.
Представители брендов дали свои комментарии по работе с производителями пленок и печатниками. Светлана Каткова, инженер-технолог пивоваренной компании «Балтика», входящей в группу Carlsberg, отметила имеющую место быть недобросовестность ряда поставщиков гибкой упаковки. Исходя из опыта, г-жа Каткова считает, что было бы удобней контролировать качество цветной пленки, если бы она производилась и печаталась в одном месте. У компании «Балтика» есть система омологации.
По мнению Альберта Назарова, старшего руководителя проектов по упаковке «Мон’делис Русь» (Kraft Foods), категория снэки, интеграция производителей с печатниками может быть выгодна с точки зрения финансового удобства. Между тем есть и отрицательная сторона объединения – у печатников не будет возможности выбрать альтернативное сырье, если, допустим, производитель пленки не в состоянии выпустить нужную марку. В этой связи целесообразнее консолидация между самими печатникам. Говоря о «Мон’делис Русь», при выборе поставщика компания сначала проводит финансовый аудит, затем технический – в целом процесс длительный. Контракты как правило заключаются на 3 года на основании результатов тендера.
Положительно перспективу интеграции воспринимает и компания Procter&Gamble. Как объяснил ведущий менеджер по закупкам гибкой упаковки и термоформовки P&G Максим Сатаров, объединение пленочников с печатниками облегчит процесс внедрения новых технологий за счет прямой связи конвертера с НТЦ пленочника. Плюс, учитывая тенденцию небольших объемов заказов, при необходимости легче будет запустить вне графика маленький тираж в производство.
«Для нашей компании вопрос консолидации актуален», – заявил руководитель отдела маркетинга «Данафлекс-нано» Артур Нурмурхаметов. «Весь рынок испытывает определенные трудности, и в этой ситуации необходимо, в первую очередь, думать о возможностях и об изменениях в структуре рынка, чтобы определить путь для дальнейшего развития, в том числе за счет консолидаций. Так как общий тренд заключаются в том, что рынок продолжает консолидироваться, мы все больше ощущаем усиление влияния транснациональных компаний, продолжающих завоевывать рынок».
Отсутствие у потребителя понимания свойств пленок провоцировало производителей на понижение качества, считает генеральный директор «Арсенал Инжиниринг» Андрей Смышляев. Заказчик часто требовал снижение цены за килограмм, и его не смущала пленка стоимостью ниже исходного сырья. Тем не менее, различия в представлении о пленках потребителей и поставщиков постепенно стали сужаться, вытесняя с рынка некачественных производителей.
В России в 90-е годы рынок был настолько дефицитным, что экструдер окупался за 6 месяцев. Нехватка капитала, с одной стороны, и всеядность рынка – с другой, привели к закупке устаревшей техники невысокого качества. Сегодня же требуется обновление и модернизация парка оборудования. Ежегодно в мире производится порядка 5-6 тыс. пленочных экструдеров, доля России не превышает 1% – дефицит покрывается за счет импорта. Отрасль в основном представлена малопроизводительными и морально устаревшими машинами. Линии мирового уровня составляют около 3%, при этом они производят где-то 20% пленки, которая является самой качественной и занимает верхушку рынка.
Основными проблемами пленочников остаются скудный ассортимент сырья и нехватка квалифицированных технологов. Входной порог на рынок производителей пленок составляет 5-10 млн руб. Хороший экструдер оценивается в 3-4 тыс. евро за килограмм производительности. Амортизационные отчисления в цене пленки составляют 4-8%. Один процент экономии на сырье при крупнотоннажном производстве пленки дает увеличение прибыли на 20%. В среднем затраты на экструдер окупаются в течение 3-5 лет.
Эксперт также отметил неразвитость сегмента пленок для сельскохозяйственного сектора, подчеркнув, что предприятия Татарстана и Белоруссии занимаются продвижением сенажной пленки, а также добавил, что рекордсменом по быстроте окупаемости являются геомембраны.
Что касается интеграции пленочников с печатниками, то г-н Смышляев считает, что удлиненная цепочка – один из способов повысить эффективность производства, но только при условии, если будет достигнута более низкая по сравнению с конкурентами себестоимость на каждом из звеньев, и до минимума снижены транспортные расходы.
«Объединение производителей упаковочных материалов с конвертерами дает возможность конечным заказчикам получать все «из одних рук», а увеличение ассортимента выпускаемой продукции позволяет печатникам/конвертерам более успешно адаптироваться к изменению ситуации на рынке и лучше защититься от новых кризисов и потрясений», – считает Юрий Федоров, представитель Comexi Group в России и странах СНГ. Косвенно интеграция производств будет способствовать повышению эффективности системы контроля качества продукции. Развитие конвертинга связано также с ярко выраженной тенденцией перехода на производство многослойных полимерных пленок и сложных высокобарьерных структур, а также появлением принципиально новых машин и технологий.
Несмотря на резкое замедление роста в 2009 г., обусловленное мировым экономическим кризисом, сегмент гибкой упаковки быстро отыграл свои позиции в 2010-2011 гг. продемонстрировал уверенный рост 8-10%. По результатам 2011 г., российский рынок гибкой упаковки оценивался в 747 млн евро с явно выраженной тенденцией к росту. В 2013 г., по мнению европейских экспертов, ожидается сохранение темпа прироста (по всему рынку гибкой упаковки) на уровне 6-8% в год, хотя некоторые российские аналитики считают эти ожидания слишком завышенными.
В заключение заседания технический директор International Plastic Guide Эдуард Замыслов рассказал о ситуации на российском рынке оксо-биоразлагаемых материалов. По мнению докладчика, оксо-биоразложение – оптимальный способ решения экологических проблем, связанных с утилизацией пластиковой упаковки. Сам процесс такого разложения состоит из двух стадий: 1) меняется химическая структура полимера при контакте с кислородом; 2) происходит биоразложение под воздействием микроорганизмов. В результате от полимера остаются вода, СО2 и биомасса. По экспертным оценкам в 2012 г. мировой оборот добавок для оксо-биоразложения достиг 2,3 тыс.т. В России ОБР-добавки применяются в следующих объемах: 5 т в 2010 г., 15,4 т в 2012 г. (231 тыс. долл.США) и порядка 27 т ожидается в 2013 г. (405 тыс. долл.США).
Отвечая на вопрос Евгения Скворцевича, эксперта Научно-технического центра «Томскнефтехим», относительно потери физико-механических свойств оксо-биоразлагаемых полимеров, в которых содержится соответствующая добавка, г-н Замыслов пояснил, что окисление полимера происходит только через 12 месяцев с учетом соблюдения условий хранения упаковки. Запустившийся процесс деструкции остановить уже невозможно.
Рынок пленки пока по всем направлениям сохраняет умеренный рост, однако осенние события могут сильно ударить по печатникам. Рынок конвертеров сожмется, большая часть из них будет продана, консолидирована или просто закрыта ввиду нерентабельности. По словам генерального директора INVENTRA Анны Даутовой, принцип Парето здесь играет полными красками, и реальный объем бизнеса создают только 20% компаний, которые и останутся в игре. Интересно, как найдет свое место огромный массив металлолома от устаревших печатных машин?