Предусматривается, что правительство утверждает федеральную программу ОМСС в соответствии с совокупными средствами, поступающими за счет единого социального налога и страховых взносов из федерального бюджета на обязательное медико-социальное страхование неработающих граждан. Но это совершенно не меняет существующий ныне механизм финансирования ОМСС, который формируется из двух источников – социального налога и бюджета.
Принятие законопроекта не решает также проблемы, на какие средства будет реализовываться сама реформа, так как в плане финансирования говорится не о дополнительных средствах, а о переориентации денежных потоков.
Однако крупные страховые компании с энтузиазмом восприняли появление нового законопроекта. Рынок обязательного медицинского страхования является стратегическим, так как он занимает 1/3 от всех видов страхования и принадлежность к нему дает компании шанс на безбедное существование. Председатель подкомитета Госдумы РФ по законодательству о страховании комитета по кредитным организациям Александр Коваль оценивает объемы рынка в 20-25 млрд рублей в год. Введение закона выгодно крупным страховщикам, поскольку законопроект предполагает ужесточение требований к страховщикам – участникам ОМСС. В результате, по оценкам экспертов, количество участников рынка ОМСС сократится с 315 до 140 компаний.
Но главное – в существующем виде законопроект не гарантирует улучшение качества медицинского обслуживания населения и социальных гарантий. Для того чтобы все это воплотилось в жизнь, необходимо принятие целого пакета документов: «Закона о защите прав пациентов», тарифов и нормативов на услуги по ОМСС.