«Гринпис России» обеспокоен проектом поправок Минприроды к закону «Об экологической экспертизе». Экологи указывают, что документ допускает возможность менять границы заповедников и нацпарков. Именно отсутствие такого механизма, уточняют они, мешало реализовать крупномасштабные проекты на охраняемых территориях. Негативные перемены, по мнению «Гринписа», ожидают и общественную экологическую оценку проектов — один из немногих механизмов участия граждан при принятии решений о строительстве промышленных объектов. Минприроды с претензиями не согласно.
Минприроды разработало проект поправок к закону «Об экологической экспертизе» (документ опубликован на regulation.gov.ru). Ведомство намерено конкретизировать перечень документов, которые обязаны проходить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). Так, среди прочего Минприроды предлагает считать предметом ГЭЭ материалы, «обосновывающие изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения и (или) режима их особой охраны».
Эта формулировка вызывает тревогу, заявили “Ъ” в «Гринписе России». Экологи видят в ней очередную попытку узаконить «отрезание» участков заповедников и нацпарков. Сейчас в законе «Об особо охраняемых территориях» (ООПТ) содержатся процедуры создания заповедников и нацпарков, а также возможность расширения их территорий. Однако там отсутствуют нормы, определяющие основания и процедуру изменения их границ. Дополнительно в законе установлен прямой запрет на отчуждение их участков из федеральной собственности или изменение целевого назначения земель.
Именно отсутствие механизма изменения границ федеральных ООПТ мешало чиновникам и бизнесменам реализовать различные проекты на заповедных территориях. “Ъ” подробно рассказывал о многих таких случаях. Так, с 2013 года обсуждается проект прокладки дублера Щелковского шоссе через территорию нацпарка «Лосиный остров» (Москва и Подмосковье). В марте 2019 года бывший премьер Дмитрий Медведев поручил Минюсту и Минприроды проработать вопрос об изменении границ нацпарка. Однако ведомства ответили, что в рамках действующего законодательства это «не представляется возможным».
Схожая история имела место на территории нацпарка «Югыд ва» (Коми), где находится месторождение золота Чудное. Минприроды и правительство республики неоднократно пытались вывести Чудное из состава нацпарка. Однако Верховный суд РФ по иску «Гринписа России» запретил менять границы нацпарка.
В 2020 году группа депутатов и сенаторов от «Единой России» внесла в Госдуму законопроект, где среди прочего предлагалось дать правительству право изменять границы нацпарков. Идея вызвала общественный резонанс, и закон в итоге приняли без этой нормы.
«Закон "Об охране окружающей среды" запрещает изъятие земель природного-заповедного фонда, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами,— объясняет эксперт "Гринписа России" Михаил Крейндлин.— Если эти поправки примут, то чиновники смогут утверждать, что в другом законе все-таки прописана возможность менять границы ООПТ. Очень много поправок, которые готовились в разные годы, содержали прямую норму, разрешающую менять границы нацпарков и заповедников. Но все они не прошли из-за общественного резонанса. Может, поэтому Минприроды в этот раз пытается добиться желаемого не прямо в лоб».
Помимо этого, проект поправок предлагает убрать из закона пункт, согласно которому заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения Росприроднадзором. Напомним, сейчас помимо государственной экспертизы различных проектов граждане могут провести их общественную оценку. Это один из немногих механизмов участия общества при принятии решений, например, о строительстве объектов, которые могут оказать влияние на окружающую среду. Для этого граждане должны обратиться в «зарегистрированную общественную организацию, занимающуюся охраной окружающей среды», чтобы ее эксперты, опираясь на документацию проекта, оценили его последствия.
Руководитель рабочей группы «Охрана окружающей среды» Общественного совета при Минприроды Александр Федоров считает, что эта поправка лишает общественную экспертизу практического смысла. «Без юридической силы статус заключения общественной экспертизы сводится до уровня обычного обращения граждан,— считает он.— Если государство и бизнес не обязаны будут учитывать такую экспертизу, то и смысла проводить ее практически нет». По оценкам экологов, стоимость проведения такой общественной экспертизы может варьироваться от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.
Минприроды не согласно с опасениями экологов. По мнению ведомства, в федеральном законодательстве уже предусмотрена возможность изменения границ ООПТ (при этом ведомство не стало пояснять в ответе на запрос, какую именно законодательную норму имеет в виду). «Важно подчеркнуть, что данная мера направлена на повышение прозрачности работы. То есть после принятия поправок невозможно будет совершить такие действия без проведения государственной экологической экспертизы и оценки воздействия»,— заявили в министерстве.
Также Минприроды подчеркивает, что заключение общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) в любом случае должно учитываться при проведении государственной экспертизы: «При этом не имеет значения наличие или отсутствие юридической силы документа. Единственное условие — общественная экспертиза должна быть проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения ГЭЭ и направлена в экспертную комиссию. Поступившие заключения ОЭЭ (вне зависимости от их утверждения указанными органами) должны передаваться в экспертную комиссию ГЭЭ и рассматриваться в ходе ее работы».