Суд после ФАС
Президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил о готовности перенести спор с «Роснефтью» о тарифах на перевалку нефти через терминал Варандей в судебные инстанции. Сейчас разногласия компаний рассматривает Федеральная антимонопольная служба.
«Есть основа, на которой будут рассматриваться вопросы в антимонопольном комитете (ФАС), а если не в антимонопольном комитете, то в судебных инстанциях. До победного!» — сказал Алекперов в конце декабря 2018 года.
Он пояснил, что пока двум компаниям сложно договориться. «У нас совместное предприятие («Башнефть-Полюс»). Оно должно работать по законам Российской Федерации, мы придерживаемся этого. А терминал — это коммерческая структура, которая оказывает услуги», — добавил он.
«Роснефть» и ЛУКОЙЛ спорят о ставке перевалки через принадлежащий компании Алекперова Варандейский терминал в Арктике с начала 2017 года, после того как «Роснефть» в октябре 2016 года купила контрольный пакет «Башнефти» и стала партнером ЛУКОЙЛа по «Башнефть-Полюсу» (у «Башнефти» — 75,1%, у ЛУКОЙЛа — 24,9%). СП разрабатывает месторождения им. Требса и Титова на севере Ненецкого автономного округа. Стоимость отгрузки важна для «Роснефти», так как «Башнефть-Полюс» продает всю нефть трейдеру ЛУКОЙЛа Litasco по цене, из которой вычитается ставка на перевалку, объясняли ранее два источника, близких к акционерам СП.
Источник в ЛУКОЙЛе рассказал РБК, что текущий тариф на перевалку тонны нефти «Башнефть-Полюса» составляет $38 за тонну. «Роснефть» хочет снизить его почти в три раза. «Расчеты показывают, что экономически обоснованная цена перевалки не должна быть выше $12–13 в рублевом эквиваленте по текущему курсу ЦБ (800–900 руб. за тонну), а остальное — это сверхприбыль», — сказал собеседник, близкий к совладельцам СП. По его словам, ЛУКОЙЛ уже окупил свои затраты в $1,1 млрд на строительство терминала, запущенного в 2008 году.
«Эти расчеты справедливы, нас бы устроила такая цена ($12–13 за тонну. — РБК). Сейчас она монопольно высокая», — подтвердил собеседник, близкий к «Роснефти».
Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев.
Ставка $38 за тонну намного выше стоимости перевалки на других экспортных терминалах, рассказал вице-президент международного ценового агентства Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно. В долларовом эквиваленте по текущему курсу (стоимость перевалки в портах в начале 2019 года рассчитывается в рублях) в Приморске перевалка нефти стоит около $2,2 за тонну, в Новороссийске — $3,2, в Усть-Луге — около $2,7, перечислил он. Но Варандей — частный терминал, он построен в сложных северных условиях, это может объяснять такую высокую цену, предположил эксперт.
В середине октября 2018 года источники, близкие к «Башнефть-Полюсу» и ЛУКОЙЛу, говорили, что ЛУКОЙЛ был готов дать скидку «Роснефти» на перевалку в размере $10 c тонны (то есть снизить тариф до $28) в обмен на долгосрочный контракт. А «Роснефть» просила скидку вдвое больше — $20 на тонну. Пока компании спорили о тарифах, «Башнефть-Полюс» продлевала договор о перевалке нефти с Варандеем каждые два месяца на прежних условиях. «Новый контракт заключен в декабре 2018 года», — сказал источник, близкий к «Башнефть-Полюсу», не назвав его условий и сроков.
Альтернатива для Варандея
Осенью 2018 года «Башнефть» и «Башнефть-Полюс» попросили Федеральную антимонопольную службу проверить экономическую обоснованность тарифа на перевалку нефти через Варандей. «Такие действия направлены на защиту интересов всех акционеров «Башнефть-Полюса», в том числе и самого ЛУКОЙЛа», — указывал в сентябре представитель «Роснефти». Именно «Башнефть-Полюс» должна являться центром прибыли для участников этого СП, говорил он. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сказал, что с тех пор позиция «Роснефти» не поменялась.
ФАС должна была рассмотреть жалобу «Башнефти» еще 1 октября 2018 года, но заседание неоднократно переносилось. Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев в декабре 2018 года обещал, что профильное управление ведомства рассмотрит ее до конца 2018 года, но это так и не произошло.
Одной из альтернатив Варандею для перевалки нефти «Башнефть-Полюса» в «Роснефти» называли строительство нефтяного терминала в порту Индига в Ненецком автономном округе. Его включили в приоритетные проекты развития Арктики, сообщал в начале декабря губернатор региона Александр Цыбульский. «Бога ради, пожалуйста», — ответил на это Алекперов. По его словам, в случае отказа «Башнефть-Полюса» от Варандея ЛУКОЙЛ найдет, чем загрузить этот терминал. Объем нефти «Башнефть-Полюса», которая сейчас поставляется через Варандей, меньше объемов сырья «ЛУКОЙЛ-Коми», также использующего этот терминал, сказал источник, близкий к акционерам «Башнефть-Полюса». В сентябре 2017 года «Роснефть» решила снизить добычу на месторождениях им. Требса и Титова из-за сделки с ОПЕК, что также привело и к снижению объема перевалки.