О том, что собой представляло ОАО «Белшина» 5 лет назад, и какие результаты уже дало идущее сейчас техперевооружение, Шиннику рассказал генеральный директор предприятия Алексей Яковлев.

- Наше предприятие и до начала масштабного техперевооружения уделяло особое внимание состоянию оборудования на заводах и по мере необходимости проводило точечные закупки отдельных линий, станков, реализовывало отдельные комплексные инвестиционные проекты.

А с началом модернизации эти работы приобрели системный характер. И за последние пять лет степень износа оборудования снизилась до 44,6%, а в модельном ряду предприятия появилось более 70 новых типоразмеров шин.

Среди наиболее крупных инвестиционных проектов, реализованных с 2011 года, можно выделить «Создание производства ЦМК шин размеров 16.00 R20 и 445/65 R22,5, установка сборочного комплекса»; на заводе массовых шин – техническое перевооружение легкового потока и производства грузовых цельнометаллокордных шин. В текущем году мы завершаем инвестиционные проекты по освоению производства легковых шин с посадочным диаметром до 20 дюймов на ЗМШ и техническое перевооружение завода КГШ.

А что касается продукции «Белшины», то пять лет назад мы успешно конкурировали на мировых рынках, предлагая широкий ассортимент легковых, грузовых и сельскохозяйственных шин, которые создавали специалисты управления проектирования и конструирования шин.

Но, как известно, прогресс не стоит на месте. И тщательный анализ рынка, выявление потребительских предпочтений позволили в течение последней пятилетки внести в товарный портфель предприятия новые востребованные типоразмеры шин, для разработки которых был специально создан инженерно-технический центр. В текущем году, например, мы впервые выпустили легковые шины для автомобилей представительского класса с посадочным диаметром 17 дюймов.

- В ходе техперевооружения какое и у кого оборудование закупалось для ЗМШ, ЗКГШ и в чем его преимущество от прежнего?

- Чтобы идти в ногу со временем и производить продукцию самого высокого качества, оборудование закупаем у ведущих мировых производителей. Так, для ЗМШ в Нидерландах, Германии, Словакии, Турции были приобретены: роботизированные комплексы для сборки легковых шин фирмы VMI, линии раскроя текстильного корда и металлокорда компаний Fischer и Konstrukta Industry, линии изготовления колец и крыльев VIPO, вулканизационное оборудование Herbert и Uzer Makina. В стадии поэтапного монтажа и пуско-наладки находятся линии резиносмешения нового поколения фирмы Harburg-Freudenberger Maschinenbau GmbH.

На ЗКГШ в Чехии и Словакии закуплены и смонтированы сборочные комплексы фирмы Prozax, вулканизационные пресса компании TS Plzen, линия по изготовлению боковых колец и крыльев фирмы VIPO и др.

Современное оборудование отличается высокой степенью автоматизации всех основных циклов и минимизацией отклонений от требуемых параметров, возможностью выпуска новых конструкций шин с улучшенными эксплуатационными характеристиками и, конечно же, низким энергопотреблением.

- Если о модернизации ЗМШ и ЗКГШ можно уже говорить как о состоявшемся факте, то ЗСКГШ с вводом новых линий резиносмешения только еще ступил на путь обновления. Какие работы и в какие сроки предстоит выполнить на этом заводе? Когда можно ожидать новые модели сверхкрупногабаритных шин, для какой техники они будут рассчитаны и какова дальнейшая судьба у ныне выпускаемых шин ЗСКГШ?

- На ЗСКГШ мы сейчас реализуем наш самый крупный инвестиционный проект по созданию производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха. В 2016 году планируется поставка и ввод в эксплуатацию уникального оборудования первой очереди проекта. Это сборочный комплекс для шин 57-63 дюйма, линия раскроя и стыковки металлокорда каркаса и брекера, вулканизационное и ряд другого оборудования. И уже в третьем квартале 2016 года мы планируем выпустить первые опытные СКГ шины 57 и 63 дюйма для карьерных автомобилей особо большой грузоподъемности.

В первую очередь они будут предназначаться для комплектации самосвалов «БелАЗ», а также карьерной техники Komatsu, Caterpillar и др. и составят конкуренцию таким производителям, как Bridgestone и Michelin.

Сегодня ведущими специалистами УПКШ разработаны проекты для шин 59/80R63 BEL-190 для карьерных самосвалов грузоподъемностью 360 и 450 тонн, шины 46/90R57 BEL-232 и 40.00R57 BEL-350 для самосвалов грузоподъемностью 240 и 220 тонн.

- А в целом какие еще задачи по техперевооружению предстоит решить коллективу «Белшины» и когда можно будет сказать, что первоначально поставленная цель достигнута и предприятие из революционной модернизации, которую мы переживаем сейчас, переходит, как говорил во время последнего визита на «Белшину» В.И.Семашко, в состояние перманентной модернизации?

- К 2019 году планируем ввести в эксплуатацию вторую очередь проекта на заводе СКГШ с освоением производства радиальных ЦМК шин диаметром 49-51дюйм и увеличением мощностей по выпуска шин на 57 дюймов.

В ближайших планах предприятия есть еще несколько перспективных инвестпроектов, требующих дополнительной проработки, среди которых можно отметить освоение производства радиальных ЦМК шин диаметром 25-29 дюймов на заводе КГШ. И в целом, если мы хотим сохранить достигнутые позиции и нарастить свое присутствие на рынках, то модернизация производства не должна останавливаться.

- Какова сумма средств, вложенных в техперевооружение за годы нынешней модернизации? Сколько еще капвложений предстоит сделать, из каких источников поступают средства? На какие сроки рассчитана окупаемость инвестпроектов?

- За пятилетку в модернизацию «Белшина» уже вложила более 313,8 миллиона долларов. В ближайшие пять лет планируется вложить еще около 570,2 миллиона долларов. Основные источники финансовых ресурсов – собственные средства предприятия, иностранные кредитные линии, средства инновационного фонда и специального фонда финансовой поддержки организаций концерна «Белнефтехим». Сроки окупаемости основных инвестиционных проектов нашего акционерного общества составляют в среднем 8-10 лет.

- Какой эффект уже достигнут от внедрения нового оборудования, освоения новых технологий? Насколько близко мы подошли к нашим главным конкурентам? Какие появились новые и ранее не выпускавшиеся типы и размеры шин? Над какими перспективными направлениями появилась возможность работать конструкторам?

- Модернизация позволила, начиная с 2012 года, расширять линейку легковых шин под торговой маркой Artmotion с асимметричным и направленным дорожным и зимним рисунками протектора. Зимних – ArtmotionSnow и рассчитанных под ошиповку ArtmotionSpike.

Мы получили возможность разрабатывать и ставить на производство новые легкогрузовые шины с зимним рисунком протектора, в том числе и под ошиповку под торговой маркой Bravado. А в настоящее время перспективным направлением является разработка легковых высокоскоростных шин с посадочным диаметром 17-20 дюймов для внедорожников и кроссоверов.

Что касается грузовых шин, то стратегия развития предполагает осваивать и внедрять в производство новые типоразмеры грузовых радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром от 17,5 до 24 дюймов для автомобилей, прицепов и полуприцепов, городских и междугородних автобусов. А в 2016 году планируется расширение брендовой линейки Escortera, Forcerra грузовых ЦМК шин.

На заводе крупногабаритных шин планируется освоение новых, ранее не выпускавшихся типоразмеров ЦМК шин диаметром от 25 до 29 дюймов для погрузчиков, бульдозеров и шарнирно-сочлененных самосвалов. Эти шины имеют мощную конструкцию, усиленную боковину и обладают повышенной износостойкостью.

По аналогии с ведущими мировыми производителями шин в структуру ИТЦ УПКШ введен новый отдел расчетных исследований механики шин, среди многочисленных задач которого также – проведение исследований и выбор оптимальных конструкций, а также прочностной, акустический и гидродинамический анализ новых радиальных и диагональных шин на стадии проектирования; исследования физико-механических свойств материалов шины и по их результатам построение математических моделей и многое другое.

- В результате техперевооружения легче ли стало продвигать нашу продукцию на мировых и внутреннем рынках? Какие новые векторы экспортных поставок открылись перед «Белшиной»?

- Модернизация позволила нашим шинам выйти на новый уровень качества, а с повышением конкурентоспособности и в рамках диверсификации рынков сбыта существенно расширилась и география поставок. Всего же за последние пять лет мы вышли более чем на тридцать новых рынков. Это в том числе Япония, Марокко, Венесуэла, Италия, Панама, Экваториальная Гвинея и Шри-Ланка. Мы возвращаемся на рынки Бразилии, Австралии. Увеличили объемы поставок в Пакистан, Сербию, Македонию, Болгарию. На экспортной карте появились Германия, Австрия, страны Скандинавии. Поиск и занятие новых перспективных ниш продолжается.

- Модернизация – это не только современные станки, это новые взаимоотношения с партнерами, изменения кадрового состава. Что нового в этой связи появилось на «Белшине»?

- За последнее время «Белшина» сделала не просто огромный шаг, а рывок вперед: обновилось оборудование, стали более совершенными технологии, появились продукты нового поколения. И для того, чтобы показать все это потребителям, было принято решение о разработке новых брендов, с помощью которых мы могли бы громко заявить о новом уровне развития предприятия.

Сегодня линейка шин Artmotion для компактных и среднеразмерных автомобилей с летним рисунком протектора насчитывает 16 типоразмеров, с зимним рисунком протектора ArtmotionSnow и с зимним протектором под ошиповку ArtmotionSpike по 15 типоразмеров.

В конце лета в продаже появились первые шины для автомобилей представительского класса под брендом Artmotion HP. Шины данного класса отличаются высокой надежностью, минимальным уровнем шума, они превосходно ведут себя как на сухом, так и на мокром дорожном покрытии. Пониженное сопротивление качению существенно снижает расход топлива.

Широкую известность и много положительных отзывов среди владельцев легких грузовиков и микроавтобусов уже успели завоевать легкогрузовые шины Bravado. Все большую популярность приобретают грузовые цельнометаллокордные шины под брендами Forcerra и Escortera.

В настоящее время опытные партии сельскохозяйственных шин Galero успешно проходят испытания на полях в Голландии, Англии, Ирландии. Отзывы только положительные, белорусские шины великолепно показывают себя на европейских землях. После прохождения обязательных испытаний в реальных условиях, шины под брендом «Galero» запустят в серийное производство, и они поступят в продажу.

Многое из этого удалось достичь благодаря созданию в декабря 2013 года в структуре управления проектирования и конструирования шин ИТЦ нового отдела расчетных исследований механики шин, специалисты которого помогают в комплексном анализе конструкций шин и решении сложных задач моделирования технологических процессов.

- Представьте, что на календаре 2018-2019 годы. Каким вы видите наше предприятие: его цеха, маркетинговую службу, продукцию, рынки сбыта? Каких имиджевых высот к этому времени должна достичь «Белшина» и какое место занять среди конкурентов?

- В ближайшие три-четыре года «Белшина» станет предприятием с востребованным товарным портфелем, успешно продающим свою продукцию во многие страны мира. Наши молодые бренды укрепятся, получат широкую известность и популярность, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность белорусских шин.

В 2019 году мы планируем реализовать проект по созданию производства сверхкрупногабаритных радиальных ЦМК шин диаметром до 63 дюймов, предназначенных для комплектации «БелАЗов» и рынка карьерной техники зарубежного производства. Реализация этого масштабного проекта откроет для «Белшины» глобальные перспективы: позволит повысить объемы производства, сохранит и улучшит конкурентные позиции предприятия на внутреннем и внешних рынках, увеличит экспортный потенциал.