СИБУР ждет от правительства утверждения параметров льгот этан и сжиженные углеводородные газы, не принимая решения по строительству Амурского ГХК. Законодательно утвердить обратный акциз на эти виды сырья правительство Дмитрия Медведева должно было еще в прошлом году, но так и не смогло согласовать условия финансирования субсидий. Пока, уверяют в СИБУРе, неопределенность в этом вопросе не влияет на сроки реализации Амурского ГХК. При этом компании предстоит решить, есть ли смысл вкладывать 65 млрд руб. в уже действующий «Запсибнефтехим» в обмен на льготы на сырье.

Затягивание согласования законопроекта, предполагающего введение обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ), усложняет реализацию проекта Амурского ГХК, заявил на пресс-конференции председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов. Компания до сих пор не приняла инвестрешения о строительстве завода, на котором должны перерабатываться жирные фракции с Амурского ГПЗ «Газпрома», хотя собиралась сделать это до конца 2019 года. Сейчас, как пояснил господин Конов, конфигурация проекта предполагает потребление 2,4 млн тонн этана и 1 млн тонн СУГ. Предварительные контракты на закупку сырья у «Газпрома» СИБУР уже заключил.

Но, пояснил глава СИБУРа, конечная мощность проекта будет во многом зависеть от решения правительства по обратному акцизу на этан и СУГ. Решение о том, что условия на закупку этого вида сырья с нафтой будут выравнены, принято еще год назад.

Правительство Дмитрия Медведева смогло согласовать общие принципы предоставления субсидий на этан и сжиженные газы (9 тыс. руб. на тонну и 4,5 тыс. руб. на тонну с последующим ростом до 7,5 тыс. руб. к 2026 году соответственно), но законодательно эти условия так и не закрепило, так как ключевые ведомства не договорились об источниках финансирования льгот на СУГ. Так, Минфин настаивал на получении средств за счет введения НДПИ на попутный нефтяной газ, в то время как Минэнерго было против, считая, что деньги можно брать из бюджета. Новому правительству предстоит заново рассматривать эти вопросы.

Обратный акциз был введен в 2015 году и составляет 10,3 тыс. руб. на тонну и, по расчетам СИБУРа, после 2020 года он вырастет до 12,58 тыс. руб. на тонну. При этом, чтобы уже сейчас уравнять себестоимость производства с нафтой, льгота на этан должна составить 12 тыс. руб., а на СУГ — 8 тыс. руб. К тому же, отмечается в презентации СИБУРа, переработчики нафты получают субсидии на сырье без ограничений и каких-либо требований, в то время как обратный акциз на остальные виды сырья будет даваться компаниям, построившим мощности после 2022–2023 годов, либо тем, что вложил в модернизацию действующих производств 65 млрд руб.

Таким образом, если Амурский ГХК автоматически может рассчитывать на льготы, то другой запускаемый сейчас проект СИБУРа — «Запсибнефтехим», который мог бы получать исходя из объемов переработки до 20 млрд руб. в год,— условиям не соответствует. По словам Дмитрия Конова, сейчас компания рассматривает различные конфигурации строительства новых мощностей на площадке в Тобольске, которые позволят претендовать на субсидии. При этом, подчеркнул он, речь не идет о расширении «Запсибнефтехима», так как это технологически невозможно.

«Нам неприятно, что оно затягивается, потому что это усложняет нам реализацию проекта»,— сказал он. В то же время, по его словам, пока СИБУР не рассматривает сдвиг сроков реализации проекта, которые намечены на период после 2024 года. «На сегодня все остальные кусочки, которые нам нужны для движения вперед по Амурскому ГХК, у нас сложены»,— сообщил глава компании. Он также пояснил, что у СИБУРа нет вопросов с «Газпромом» по исполнению предварительного контракта на поставку этана на проект. Господин Конов сказал, что у компании «достаточно большое окно», в течение которого СИБУР может активировать ранее подписанный договор со всеми условиями. Он также отметил, что у компаний нет разногласий по цене на СУГ и формула его стоимости уже прописана в юридически обязывающих документах на поставку с Амурского ГПЗ на ГХК, пишет Ъ.