Комплексные системы для моделирования химических производств предлагают несколько фирм. Некоторые для продвижения своих продуктов пользуются услугами вузов. Внедрением одного из таких программных решений занимается компьютерный центр «Хем-Кад», созданный около восьми лет назад на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. Томаш Николаевич Гартман, директор этого центра и заведующий кафедрой информатики и компьютерного моделирования РХТУ им. Д.И. Менделеева, профессор, доктор технических наук, согласился ответить на вопросы rcc.ru.
rcc.ru: В каких случаях у предприятия возникает необходимость использовать компьютерную систему для моделирования технологических процессов?
Томаш Гартман: Это происходит, если перед руководством предприятия стоит задача усовершенствовать процесс химического производства, выбрать оптимальный режим работ, получить экономический эффект, создать экологически безопасное производство, удовлетворяющее современным стандартам.
rcc.ru: Насколько российские компании осведомлены о существовании подобных систем и насколько АСУТП востребованы отечественными предприятиями?
Т.Г.: Не хочу делать необоснованных прогнозов, но если принимать в расчет две отрасли - нефтепереработку и нефтехимию, то, по моему мнению, 95% предприятий владеют информацией о существовании этих программ, а 50% наверняка хотели бы получить подобную систему. Сколько из них имеют пакеты, не берусь сказать точно. Думаю, 40-45% наиболее крупных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.
rcc.ru: А что же остальные?
Т.Г.: Существует несколько причин, по которым предприятия не могут или не хотят использовать упомянутые системы. Во-первых – кадровая проблема. Для внедрения и сопровождения АСУТП нужны квалифицированные специалисты, которыми зачастую завод не располагает. И здесь возникает вторая проблема – проблема менталитета руководства. В индустрии информационных технологий часто принято использовать аутсорсинг, и зачастую те, от кого зависит решение об использовании современных компьютерных систем для технологического проектирования, предпочитают передать данную задачу специалистам извне, например, инжиниринговой компании. Но люди, сидящие в инжиниринговых центрах, не всегда понимают актуальные проблемы тех, кто непосредственно занят на производстве. Я считаю данную стратегию ошибочной. Перспективно, на мой взгляд, решение конкретных задач на самом производстве. Менеджеры это хорошо понимают.
Кроме того, если специалисты среднего и нижнего звена, те, кто непосредственно сталкивается с производственными проблемами, ощущают необходимость системы, то для руководства ее потребность не столь очевидна.
rcc.ru: Поскольку большинство предприятий все же применяют компьютерные технологии в управлении технологическими процессами, какими разработками они пользуются?
Т.Г.: Если учитывать предприятия, использующие оборудование фирм, которые вместе с техникой поставляют информационную инфраструктуру, необходимые бесплатные программы, то обычно автоматизируются отдельные фрагменты производства. У многих действуют системы и модули, которые заводы в свое время могли получить от наших отраслевых НИИ или разработать сами. Системы такого рода уникальны для конкретных производств и предприятий. Например, системы для расчета реактора, ректификационных колонн, актуальные базы данных химических соединений, программы для расчета физико-химических параметров промышленных смесей. Они могут работать в определенном диапазоне, для определенных продуктов. Но, к сожалению, большинство из них не универсальны. Если завод всерьез думает об увеличении рентабельности производства, о необходимости учитывать изменения, происходящие на рынке, а следовательно, вынужден часто менять поставленные задачи, параметры, то ему нужен универсальный моделирующий пакет, объединяющий все системы, позволяющий анализировать производство в целом.
rcc.ru: Значит, в таком случае, предприятие должно отказаться от старых, проверенных временем систем и создать новую?
Т.Г.: Поскольку за рубежом достаточно хорошо разработаны интегральные системы, думаю, наша задача – не изобретать велосипед, а внедрять на российских предприятиях существующие западные программы, по возможности используя и собственные разработки. По этому пути пошли, например, «Череповецкий азот», «Самарский завод синтетического спирта», «Салаватнефтеоргсинтез», петербургский «Астор», «Ангарская нефтехимическая компания», в трех московских, двух петербургских и одном саратовском НИИ, в нескольких инжиниринговых компаниях, с которыми мы сотрудничаем.
rcc.ru: С чем связано решение продавать программный продукт с помощью центра, организованного при вузе, а не напрямую компаниям?
Т.Г.: Действительно, в нашем случае знакомство рынка с программами начинается на вузовской скамье. Университету необходимо готовить специалистов, используя реально действующую программу, а производители программного обеспечения заинтересованы в том, чтобы выпускники пришли на предприятие, хорошо владея навыками с конкретным программным пакетом. Преимущество и в том, что у вуза есть опыт методической работы.
Мы помогаем заводам решать кадровые проблемы. Вчерашний студент, выпускник – всего лишь потенциальный специалист. Более перспективный путь, как мне представляется, – переподготовка кадров, обучение людей, которые уже решали производственные задачи.