После соглашения о продаже «Лукойлу» российского бизнеса Shell два десятка его заправок в Воронежской области могут продолжить работу под прежним брендом. В Shell косвенно подтверждают это, говоря, что франшизные АЗС в периметр сделки не входят. Для воронежского рынка и водителей заметных изменений не будет, поскольку местные заправки Shell и раньше работали на топливе других игроков, отмечают эксперты.

12 марта дочерние предприятия концерна Shell подписали соглашение о продаже компании «Лукойл» своего российского бизнеса — ООО «Шелл нефть», владеющего сетью из 411 АЗС и заводом моторных масел в Тверской области. Об этом сообщили в пресс-службе нидерландско-британского концерна.

В Воронежской области есть два десятка АЗС под брендом Shell, но они, как ранее сообщал «Ъ-Черноземье», работают на условиях франшизы. Ее в 2016 году купило местное ООО «ГПК "Дон-центрнефть"», которое ранее владело небольшой сетью небрендовых заправок. Условия соглашения не раскрывались. Управляет станциями ООО «Селект».

Даже после сделки с «Лукойлом» воронежские АЗС могут продолжить работу под прежним брендом без существенных изменений, считают собеседники на профильном рынке. «Маловероятно, что на заправках будут менять даже какие-то отдельные таблички. Франчайзи уже серьезно вложился в раскрутку в регионе и будет держаться за бренд. Способов заставить отказаться от его использования немного, поскольку собственником воронежских АЗС компания Shell не является»,— говорит президент Ассоциации топливного рынка Воронежа (входит в состав Российского топливного союза) Алексей Трепалин.

«В этом случае топливный бизнес в Воронеже продолжит приносить иностранным владельцам бренда Shell доходы в виде комиссии за его использование даже после показательного ухода компании из России»,— полагает эксперт.

В пресс-службе Shell сообщили, что «19 АЗС, работающих по лицензионным соглашениям об использовании товарного знака, не входят в периметр сделки с ПАО "Лукойл"», но регион их расположения в заявлении компании не уточняется. В сделку, по данным Shell, вошли 240 «собственных АЗС» и 171 станция, работающая «по дилерским соглашениям». Долю Shell на рынке АЗС в воронежской агломерации источники ранее оценивали в пределах 15%. Всего у Shell в регионе около 20 АЗС, а у «Лукойла», по собственным данным, 30.

В случае сохранения бренда технических изменений в работе воронежских АЗС Shell и поставках топлива на них тоже не будет — оно и ранее покупалось мелкими партиями у других игроков регионального рынка, сказал источник в отрасли.

«Что примечательно, в последнее время бензин на заправках Shell и "Лукойла" в Воронеже уже был с одной нефтебазы, если не из одной цистерны. На станции обеих сетей топливо привозили с нефтебазы на станции Латная в Семилукском районе, находящейся в частной собственности у одной из местных компаний»,— рассказал источник.

Основатель воронежской сети АЗС «Калина ойл» Валерий Борисов полагает, что существенных изменений на рынке региона после покупки российского бизнеса Shell «Лукойлом» не будет. «Собственных заправок у Shell в Воронежской области нет, а как сделка скажется на франшизных АЗС — это частный случай, который зависит только от условий лицензионного договора»,— поясняет господин Борисов. При этом нельзя исключать ситуации, когда «политика победит экономику» и франчайзи «вынудят отказаться от использования бренда нерыночными методами».

При таком развитии ситуации не исключено, что новый собственник бизнеса Shell в России может предложить владельцам воронежских АЗС купить лицензию на бренд уже у него. «У "Лукойла" тоже есть свой развивающийся франшизный бизнес. Было заметно, что компания заинтересована в его расширении и готова идти навстречу региональным сетям. Но пока франшизных заправок у компании в Воронежской области нет»,— заключил бизнесмен.