ЛУКОЙЛ покупает российский бизнес компании Shell. Об этом говорится в совместном заявлении. Британско-нидерландская компания заявила о поэтапном выходе из проектов в стране еще в марте. Сейчас нефтегазовому гиганту принадлежит сеть АЗС, которая включает более 400 заправок, а также завод смазочных материалов в Тверской области. 350 сотрудников «дочки» Shell сохранят свои рабочие места, пишет Ъ.

Насколько это удачная покупка для ЛУКОЙЛа? Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что бизнес Shell в сегменте АЗС вряд ли можно назвать привлекательным. Хотя это может помочь ЛУКОЙЛу укрепить свои позиции. «У нас на данный момент есть три крупнейших игрока, обладающих самыми большими сетями — это "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть". И покупка такого количества автозаправочных станций, перевод их в периметр ЛУКОЙЛа, возможно, ребрендинг должны укрепить его позиции и, возможно, даже вывести в лидеры по номинальному количеству станций.

Другое дело, что по объемам суточной прокачки сеть Shell не являлась слишком уж привлекательным активом из-за ценовой политики, которая реализовывалась в рамках этой сети. Но и АЗС ЛУКОЙЛа, как правило, не отличаются какими-то особо щадящими ценами. Видимо, в компании оценили местоположение этих автозаправочных станций и решили для себя, что это перспективное вложение, потому что они хотят развиваться на этом направлении. Любая сеть АЗС привязана к определенным локациям, которые проще и выгоднее обслуживать с тех или иных заводов»,— говорит Фролов.

Условия сделки неизвестны. Она будет завершена после согласования с Федеральной антимонопольной службы, указано в официальном заявлении ЛУКОЙЛа. Из-за того, что продажу «дочки» Shell пришлось проводить в сжатые сроки, актив, скорее всего, отошел новому владельцу со скидкой, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, более интересным для бизнеса ЛУКОЙЛа в этой сделке станет завод смазочных материалов: «Конечно, присутствует определенный дисконт. По рыночной цене ЛУКОЙЛ вряд ли бы покупал бизнес. Здесь он вполне мог использовать конъюнктуру для того, чтобы сбить цену на активы Shell, потому что желающих приобрести эти активы не так много. И в этом плане ЛУКОЙЛ даже оказывает определенную услугу, потому что Shell заявил, что хочет уйти из России, а это сделать крайне сложно. Государство могло вообще заблокировать передачу права собственности другим лицам, и в этом плане, я думаю, что здесь все согласовано через государство. Сам ЛУКОЙЛ тоже делал ставку на производство масел. Он большой игрок на рынке нефтепродуктов и смазочных материалов, поэтому, конечно, завод Shell будет для него дополнительным активом в рамках развития своей стратегии.

По маслам британско-нидерландская компания довольно хорошо зарабатывала. По реализации нефтепродуктов здесь, наверное, маржа у них была довольно ограничена, потому что и заправок не так много, и у них, по сути, не было своей собственной переработки, они брали нефтепродукты просто у ближайшего НПЗ. Поэтому получается, что они выступали в качестве независимого заправщика. Я думаю, что рентабельность в случае ЛУКОЙЛа при владении им подобных заправок будет больше, потому что у них есть хотя бы свои нефтепродукты».

В начале мая Shell отчиталась о списании активов более чем на $4 млрд из-за сокращения деятельности в России.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила ходатайство "ЛУКОЙЛа" о покупке активов Shell в РФ. "Ходатайство поступило в ФАС России", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.