«Башнефть» спустя четыре года намерена исполнить решение ФАС России и продать 210 своих АЗС в Башкирии и ряде других регионов общей стоимостью более 30 млрд руб. Это примерно треть заправочной сети нефтяной компании, которую она активно развивала в начале 2010-х годов. Объявив торги, «Башнефть» тем не менее оставила за собой право отменить их в любой момент. Эксперты большого интереса к АЗС компании на рынке не ожидают, но не исключают продажи отдельных объектов.

Компания «Башнефть-розница», управляющая заправочной сетью АНК «Башнефть», вчера опубликовала на сайте «ТЭК торг» объявление о продаже 187 АЗС. 168 заправок компания продает в Башкирии и 19 — В Оренбургской области. Торги в форме онлайн-тендера назначены на 23 октября, подведение итогов — на 27 октября. Прием заявок от покупателей ведется до 21 октября.

Стоимость каждой заправки варьируется от 15 млн руб. (за заправки площадью 17 кв.м) до 539,47 млн руб. Самая дорогая АЗС расположена на 1499 км федеральной трассы М5 в Иглинском районе Башкирии. Ее площадь составляет 3,5 тыс. кв. м. Общая начальная цена всех 187 АЗС определена «Башнефтью» в 28,85 млрд руб.

В тендерной документации продавец при этом отмечает, что оставляет за собой право не заключать договоры купли-продажи с претендентами, подавшими заявки, и в любой момент отказаться как от поступившего предложения, так и от проведения тендера.

Ранее «Башнефть» назначила на 19 октября еще один онлайн-тендер, на который выставила 23 АЗС в Башкирии, Оренбургской, Курганской, Ульяновской и Самарской областях. Общая стоимость этого имущества была определена в 1,84 млрд руб. — от 15 млн до 230 млн руб. за каждую АЗС.

Сбытовая сеть «Башнефти», по данным официального сайта компании, состоит из 544 АЗС в 15 регионах России. Таким образом, на продажу выставлено более трети заправочной сети нефтяной компании, которую «Башнефть» активно развивала в начале 2010-х годов, когда находилась под контролем АФК «Система». С 2016 года основным владельцем «Башнефти» является компания «Роснефть». Федеральная антимонопольная служба в 2016 году одобрила сделку по продаже «Башнефти» НК «Роснефть» на условиях, что та позже продаст более 100 АЗС в семи регионах России, где занимает доминирующее положение на рынке топливной розницы.

Так как в 2017 году это предписание исполнено не было, ФАС напомнила «Роснефти» о необходимости продажи розничных активов. В 2019 году «Башнефть-розница» заказала оценку рыночной стоимости 186 своих АЗС в Башкирии и Оренбургской области.

По данным сайта benzin-price.ru, в Башкирии насчитывается около 500 АЗС, из которых около 260 принадлежат «Башнефти», 57 — ЛУКОЙЛу, 20 — «Газпрому». «Газпром нефть» и «Татнефть» представлены в республике одной АЗС каждая.

На сайте «Тэк торг» нет информации о том, поступили ли заявки от претендентов на покупку первых 23 АЗС «Башнефти», пишет Ъ.

Еще в 2019 году, когда «Башнефть» впервые известила о намерении продать 186 АЗС по средней цене 80 млн руб. за каждую, рынок оценивал совокупно эти активы не менее чем в 15 млрд руб., отмечает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. «Цена подскочила значительно, это объясняется инфляцией. Как бы там ни было, сомнительно, что компании удастся продать все это имущество, так как сейчас крупнейшие игроки топливного рынка в основном сосредоточены на улучшении качества собственной сети и ее модернизации», — отметил аналитик.

Он полагает, что поправка о том, что продавец может в любой момент отказаться от продажи, может быть не случайной: «Такая ситуация уже была в 2013 году, когда «Роснефть» после сделки с ТНК-BP должна была продать 101 АЗС этого бренда, но в реальности продала только 14, и то в течение нескольких лет. Формально требование ФАС было исполнено. Так что заправки могут продаваться долго и без особого успеха».

В то же время аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев полагает, что отдельные АЗС «Башнефти» могут вызвать интерес у участников рынка, например, у «Газпром нефти», которая активно развивает собственную сеть в регионах. «Как раз в Башкортостане «Газпром нефть» пока представлена слабо,— отмечает аналитик.— Развивает сеть и «Татнефть», у которой растет переработка. С точки зрения логистики соседний регион ей может быть интересен». Алексей Калачев напоминает, что ФАС допускает не только продажу АЗС, но и их передачу в аренду. «Возможно, что этот вариант даже более предпочтительный,— отмечает аналитик.— В этом случае компания сохранит собственность, будет получать от нее доход, но в любой момент сможет вернуть АЗС в состав своей сети без значительных затрат на строительство новой».

В ЛУКОЙЛе, «Татнефти» и «Газпром нефти» вчера на запросы об интересе к расширению сбытовой сети в Башкирии не ответили.