Предыстория

В воскресенье, 12 августа, немецкий концерн Bayer столкнулся с дополнительными трудностями, связанными с неожиданным для всех решением, принятым компанией на прошлой неделе. Речь идет о прекращении производства и продажи антихолестеринового препарата «Lipobay» – решении, которое уже повлекло за собой падение цен на акции компании.

В воскресенье представитель фирмы Bayer заявил о том, что способ, которым было объявлено о решении, абсолютно оправдан. Кроме того, в понедельник планируется провести пресс-конференцию, на которой, как ожидается, будут разъяснены дополнительные детали.

Особое мнение господина министра

Министр здравоохранения Франции Bernard Kouchner назвал действия компании Bayer, связанные с изъятием из продажи препарата Baycol/Lipobay, слишком поспешными.

Господин Kouchner предупредил о возможных последствиях изъятия лекарства – события, потрясшего инвесторов и снизившего цену на акции компании более чем на 17 процентов.

Серьезный удар

В четверг, 9 августа Bayer объявил о том, что препарат Baycol/Lipobay немедленно изымается из продажи в аптеках практически по всему миру – из-за полученной информации о смертельно опасных побочных эффектах, связанных с его употреблением. Американские контролирующие органы полагают, что препарат стал причиной 31 смертельного случая в Америке и 1 – в Канаде.

Изъятие лекарства «Baycol» и последовавший за этим обвал акций компании вынуждают скептически оценить шансы изобретателя аспирина на процветание в будущем. Вероятно, Bayer должен быть готов к тому, чтобы стать младшим партнером в совместном фармацевтическом предприятии.

Сделка под угрозой срыва

Следующая неприятная для Bayer новость была озвучена главным исполнительным директором конкурирующей химической группы BASF. В воскресенье он предположил, что развитие ситуации может подтолкнуть Bayer отказаться от запланированной покупки компании Aventis CropScience – сделки, стоимость которой составляет семь миллиардов евро.

В интервью немецкой газете «Welt am Sonntag» генеральный директор BASF Juergen Stube сказал, что, если Bayer передумает покупать Aventis Cropscience у Aventis SA и Schering AG, в это дело может вмешаться BASF.

«Мы будем готовы, если в развитии ситуации с Bayer для нас появятся новые возможности», – заявил Strube в интервью.

Есть повод для беспокойства

Французский министр здравоохранения господин Kouchner сказал, что он разделяет заботу врачей, которые в настоящий момент вынуждены искать для тысяч французских пациентов альтернативные лекарства.

«Несомненно, Bayer имеет полное право изымать из продажи его собственный продукт. Но я не понимаю логики этого решения и той спешки, которая была с ним связана. Ведь американские контролирующие органы не требовали изъятия препарата», – сказал Kouchner в интервью еженедельнику «Journal du Dimanche».

Он также сказал, что в отношении большинства пожилых пациентов, принимавших это лекарство, существуют другие факторы риска, которые затрудняют выяснение того, действительно ли данное лекарство, а не что-либо еще, послужило причиной смерти.

Kouchner добавил: если Bayer уверен в правильности расследования, он был обязан проинформировать и соответствующие французские органы.

«Если же Bayer собирался изъять свой продукт и не предупредил нас об этом, чем ввел в заблуждение пациентов, я упрекаю его и в этом. Скорее всего, нас и здесь ждут серьезные проблемы», – отметил Kouchner.

На французском рынке препарат продавался под марками «Staltor» и «Cholstat». «Journal du Dimanche» предполагает, что изъятие лекарственного средства непосредственно затронет во Франции около 500 000 пациентов.

Биржевики узнали новость первыми

В заявлении, опубликованном в субботу, Bayer защищает свое решение известить в первую очередь франкфуртскую биржу. В заявлении говорится о том, что компании было необходимо поступить именно так, ибо все равно любая информация повлияла бы на стоимость акций. «Заблаговременно предупредить врачей, фармацевтов и пациентов было, к сожалению, невозможно, поскольку такое предупреждение нарушило бы юридические нормы», – сказано в заявлении.

Выступивший в воскресенье представитель компании Bayer продолжал оправдывать способ, которым было объявлено о принятом решении. Он заявил: «Мы информировали международное сообщество так же, как и общественность в Германии».