Независимый топливный союз (НТС, объединяет владельцев АЗС) попросил ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на письмо, которое объединение отправило главе ФАС Максиму Шаскольскому.

Бизнес отметил, что с начала года мелкооптовые цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем выросли на 19 и 20%, а розничные — на 6,5 и 6% соответственно. Высокие оптовые цены на бензин и сдерживание розничной стоимости угрожают независимым АЗС. Президент НТС Павел Баженов отметил, что независимые АЗС составляют около 60% всех заправок страны (около 23 тыс.)

В НТС пояснили, что расчетная средневзвешенная (по объемам реализации топлива) мелкооптово-розничная маржинальность заправочной станции в России составляет 1 руб. 19 коп. «Такой уровень <…> не позволяет покрывать даже операционных затрат, которые зависят от объемов реализации, но в среднем составляют порядка 3–4 руб. на литр отпущенного потребителю топлива», — пояснил союз.
НТС предложил поднять нормативы реализации топлива через биржу: до 25% по бензину и 15% по дизелю. Сейчас установленные нормативы — 11 и 7,5% соответственно. Кроме того, владельцы АЗС попросили ФАС рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

Баженов добавил, что от практики сдерживания розничных цен с помощью механизма демпфера нужно отходить в сторону рыночного ценообразования. При этом, по его мнению, необходимо сохранить адресную поддержку групп граждан, пишет РБК.

В ФАС сообщили, что предложения НТС являются предметом обсуждения на различных общественных площадках. В Минэнерго указали, что внутренний рынок обеспечен в полном объеме, а действующий демпфирующий механизм позволяет сдерживать оптовые цены. По оценкам министерства, механизм доказал свою эффективность, менять его нет нужды.

Независимые АЗС на Алтае пожаловались в ФАС на нефтекомпании, которые, по их мнению, дискриминируют частных игроков. Так, утверждают в Алтайском топливном союзе, нефтяники держат высокие оптовые цены, а на своих заправках устанавливают заведомо убыточные розничные цены, что грозит независимым АЗС разорением и уходом с рынка. Впрочем, сами нефтекомпании вынуждены держать цены на заправках в пределах инфляции по настоянию регуляторов.