Менее 2% российских крупных управляющих компаний ведут проекты, связанные с концепцией устойчивого развития, сообщил генеральный директор «Эксперт Бизнес-решения» (информационно-аналитическая компания рейтингового агентства «Эксперт РА») Павел Митрофанов. По его словам, такие данные свидетельствуют о том, что бизнес в России пока не готов финансировать ESG-проекты.

«Мы посмотрели портфели крупных управляющих компаний, которые мы ведем, и ситуация здесь достаточно грустная: меньше 2%, по их самооценке, активов, которые можно назвать связанными с концепцией устойчивого развития, в их портфеле». Это, по его мнению, означает, что «рыночного» гриниума (скидка за «зеленость» проекта) в России пока не может быть, его может профинансировать государство, пишет Ъ.

Господин Митрофанов также рассказал, что, согласно опросам рейтинговых компаний, главным драйвером развития ESG-проектов для российского бизнеса является их положительное влияние на имидж компании. На втором месте по популярности оказалась возможность привлечения инвесторов, на третьем — влияние на цепочки поставок. Этические мотивы, по его мнению, в текущих условиях станут менее значимы.

Принципы ESG (environmental, social, and governance; экологическое, социальное и корпоративное управление) в России мало известны, однако компании следуют им, поскольку они заложены в их этику, заявил генеральный директор «Национальный ESG Альянс» Андрей Шаронов. «Мы всю жизнь занимаемся ESG, только не знали, что это так называется. Они (компании) занимались социальной политикой, экологией, корпоративным управлением, даже если не хотят этого делать, не потому, что это требует какая-то западная биржа, этого требует российский регулятор. В этом плане мы гораздо ближе к повестке ESG, чем может показаться»,— сказал господин Шаронов. Он отметил, что для создания международных критериев ESG в основу были взяты советские разработки, однако сейчас Россия утратила «психологическое преимущество» в этой сфере.

Российские компании должны сохранить курс на ESG-повестку (environmental - экология, social - социальное развитие, governance - корпоративное управление) в текущих экономических условиях, взаимоотношения с западными партнерами восстановятся. Об этом в свою очередь сообщил исполнительный директор, руководитель ESG-банкинга ВЭБ.РФ Дмитрий Аксако.

"Российская экономика остается международной, наши компании продолжают быть активными в мире, на какое-то время фокус сместится на другие регионы, но мы понимаем, что в какой-то момент восстановится диалог и с западными партнерами, поэтому компаниям нельзя ни в коем случае отказываться от ESG-"приличий" - от раскрытий, от использования наилучших [доступных] технологий с точки зрения экологии, которые они могут у себя использовать, поэтому мы считаем, что ESG- повестка остается очень важной", - отметил Аксаков.

По его словам, долгосрочный успех предприятий можно обеспечить только, если они будут уделять должное внимание вопросам экологичности своей деятельности и социальным аспектам. "Мы (ВЭБ.РФ - ТАСС) как институт развития ESG-скрининг для проектов не отменяем, мы будем его только совершенствовать", - пояснил Аксаков.

Он добавил, что ВЭБ.РФ создает систему критериев, то есть систему скрининга, и просит клиентов использовать наиболее экологичные и продвинутые технологии, которые для них доступны, а также ведет переговоры с другими банками, чтобы эта система критериев была более или менее универсальной по всей банковской системе. Это позволит реализовать ее всеми крупнейшими банками, объяснил Аксаков.

Реализация ESG-стратегий компаний напрямую вытекает из 17 целей ООН по достижению целей устойчивого развития. ESG - это набор инструментов, которые используют компании. Они ориентированы на экологию, социальную ответственность и корпоративное управление.

В России всего около 200 компаний, которые следуют принципам ESG, заявил вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Олег Полетаев. По его словам, в то же время в Европе таких компаний сейчас 11 тыс., это число может вырасти до 49 тыс. «Мы и в 2020-м, и в 2021 году запаздывали, то есть ESG-повестка была на 200 компаний, которые делали корпоративную отчетность, размещали ее в базах, работали с кругом зарубежных инвесторов. Таким оно (количество компаний) и останется. В Европе директивы о финансовой отчетности, которые будут приняты в этом году, ну, может быть, в 2023-м, охватят 49 тыс. корпоративных субъектов, сегодня это 11 тыс.»,— заявил господин Полетаев.

Расширению круга таких компаний могло бы поспособствовать принятие закона о непубличной финансовой отчетности (осенью 2021 года Минэкономики разработало законопроект). По мнению господина Полетаева, в таком случае количество компаний, поддерживающих ESG-принципы, увеличилось бы в 10 раз.