Многие эксперты объясняют взрывоопасную обстановку, которая вот уже несколько лет царит в Южно-Китайском море, не залегающими под его дном нефтью и газом, а важным стратегическим положением этого района.

Казалось бы, при такой низкой цене на нефть многие территориальные споры, в основе которых лежат богатые углеводородами месторождения, должны ослабнуть. Верное в целом утверждение не действует в случае с Южно-Китайским морем, территориальные притязания на которое выдвигают сразу несколько государств, расположенных на его берегах. Энергичнее всех предъявляет территориальные претензии Китай.

Аксиома об ослаблении напряжения из-за нефтяных месторождений в связи с обвалом цен на нефть в случае с Южно-Китайским морем не действует по простой причине: энергоносители в этом случае отступают на второй план. Главное, по крайней мере, для Поднебесной значение этого моря заключается не в том, что находится под его дном и в его водах. Южно-Китайское море занимает очень важное стратегическое положение. Через него проходят самые оживленные на Дальнем Востоке судоходные маршруты. Еще одна его ценность для Пекина состоит в том, что оно является одной из наиболее важных артерией снабжения Китая энергоносителями и той же самой нефтью в первую очередь.

КНР претендует примерно на 40% территории Южно-Китайского моря. На карте с изображением огромного района, на который претендует Пекин и который находится примерно в 1800 км от китайского острова Хайнань, видно, что не меньшими правами на эти территории обладают также Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Тайвань.

«Южно-Китайское море значительно важнее в отношении углеводородов, не добываемых в нем, а перевозимых по нему,- считает Билл Хэйтон, автор прошлогодней книги «Южно-Китайское море: борьба держав за власть в Азии».

Пекин, по его мнению, использует нефтяной предлог для оправдания территориальных притязаний на том основании, что спорные территории богаты нефтью.

О значимости Южно-Китайского моря как важного судоходного маршрута, говорят следующие цифры. Через него, по данным Управления энергетической информации США, проходит почти треть всей мировой нефти или 14 млн. баррелей в сутки.

С другой стороны, в 2011 году страны, расположенные в Южно-Китайском море, добывали в нем ок. 1,26 млн. баррелей нефти в день, что составляет всего лишь 1,4% от мировой ежедневной добычи черного золота – 89 млн. баррелей.

Данные по потенциалу Южно-Китайского моря как огромного месторождения нефти противоречивы. В EIA считают, что в нем ок. 11 млрд. баррелей нефти и 190 трлн. м³ газа. При этом большая часть разведанных на данный момент месторождений черного золота находится в прибрежных районах, за которые никто не спорит.

Китайцы, однако, утверждают, что американские данные сильно занижены. По данным главной китайской нефтяной компании – Cnooc, нефти в Южно-Китайском море ок. 125 млрд. баррелей, а газа – порядка 500 трлн. кубометров.

Последний и, к сожалению, явно не последний крупный конфликт в Южно-Китайском море, связанный с нефтью, произошел в мае 2014 года между Пекином и Ханоем. Он был связан с нефтяной платформой HS 981, которую китайцы отбуксировали в спорные воды для разведки нефти. Несмотря на то, что ее убрали в июле, на месяц объявленного ранее срока, по Вьетнаму прокатилась волна китайских погромов, сопровождавшихся многочисленными жертвами, пишет Эксперт.