«Уже сейчас все более насущной становится проблема бережного отношения к ценнейшему ресурсу нации - ее молодому поколению, так как оно в виде массы безработной и не имеющей квалификации молодежи может превратиться в реальную угрозу. А это рано или поздно поставит под вопрос сохранение социальной целостности и демократии», – говорит В.Е. Шукшунов, президент Международной академии наук высшей школы.

Не затрагивая глобальных вопросов социальной целостности или, тем паче, демократии, отметим, что вопрос подготовки и трудоустройства молодых специалистов, действительно, актуален.

Перейдет ли количество в качество?

В не столь давние времена повсеместного планового хозяйства практически ни один выпускник вуза не оставался без распределения, подчас принудительного. В последние годы ситуация резко изменилась: о будущей работе должен беспокоиться сам молодой специалист.

При этом вчерашние студенты и, тем более, школьники плохо информированы о состоянии современного рынка труда. Более того, по статистике, около 60% выпускников общеобразовательных школ не определилось со своим будущим; 70% выпускников вузов считают, что сделали свой выбор неправильно; от 25 до 50% выпускников профессиональных школ и училищ не идут работать по полученной специальности.

Между тем количество оканчивающих высшие учебные заведения неуклонно растет.

Показатели Годы
1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000
Число высших учебных заведений: 457 483 494 502 514 759 924
Численность студентов в государственных вузах (тыс.чел.): 2672 2857 3046 2966 2824 2642 4741

Как видно из таблицы, число высших учебных заведений, как и число студентов, выросло за последние 30 лет более чем в 2 раза. При этом резко увеличилось количество частных высших учебных заведений. Если в 1999 году государственных вузов было 566, а частных 193, то уже в 2000 году это соотношение выглядело как 583 и 620. Кстати, в государственных вузах также появились платные отделения.

В странах с развитой экономикой дефицит определенных специальностей (имеются в виду специальности, не требующие опыта работы) компенсируется наличием частных учебных заведений. Можно было бы говорить, что наличие или отсутствие каких-либо дисциплин в частном секторе образования характеризует степень востребованности определенных специальностей. На деле ситуация складывается несколько иначе: рыночный закон «невидимой руки», регулирующей баланс спроса и предложения, явно не срабатывает в сфере образования.

Основной упор в частных учебных заведениях делается на рыночную привлекательность получаемой профессии. Однако процесс обучения длителен (в среднем от 3 до 5 лет), а специалисты требуются здесь и сейчас. Как следствие, наблюдаемый ныне перекос частного сектора образования в сторону подготовки специалистов гуманитарной сферы (в соответствии с представлениями, господствовавшими несколько лет назад) привел к сильнейшему крену безработицы. Рынок труда в России буквально затоплен молодыми специалистами с дипломами экономиста или юриста.

В прошлые годы престиж технических специальностей невероятно (и, заметим, незаслуженно) упал. Именно в этой сфере сейчас ощущается катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов. В результате в нынешнем году наблюдался неожиданный даже для работников вузов наплыв абитуриентов на технические специальности. Хочется думать, что через несколько лет промышленность сумеет «переварить» эту массу молодых специалистов.

Нефтехимия не терпит дилетантов

В настоящее время очень велика востребованность специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности. Частных учебных заведений, готовящих подобных специалистов, мало. Неплохо обстоит дело с нефтехимическими специальностями. Такие специальности, как «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» (переработка нефти и газа) и «Химическая технология органических веществ» преподается в ряде частных вузов Тюменской области. Специальность «Химическая обработка нефти и газа» – в вузах Томской области. Однако более редкие специальности (фармацевта, горнодобытчика) практически не преподаются.

В нашей стране более двадцати высших учебных заведения готовят будущих нефтехимиков. В основном они располагаются в нефтедобывающих регионах и частично финансируются нефтяными и нефтехимическими комбинатами. Например, Нижнекамский химико-технологический институт, Омский и Уфимский нефтехимические институты. Старейшим и самым престижным считается Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина. Большинство руководителей нефтехимической отрасли – питомцы этого вуза. Большая часть руководящей элиты нефтегазовых регионов России также заканчивала институт им. Губкина. Например, министр угольной, нефтяной и газовой промышленности Республики Коми А. Якимов, многие депутаты Тюменской областной думы.

В общей совокупности, в России каждый год более 15 тыс выпускников получают различные нефтехимические специальности. Можно было бы сказать, что количество выпускников удовлетворяет потребности отрасли (в некоторых регионах даже наблюдается избыток молодых специалистов-нефтехимиков). Однако ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.

Более половины молодых нефтехимиков трудоустраиваются не по специальности. Основная причина – недостаточная престижность профессии. Несмотря на стабильные заработки и хорошие перспективы, профессия инженера нефтехимии не очень привлекательна для амбициозных молодых специалистов. Особенно велик процент «изменивших» своей профессии среди столичной молодежи. Перспектива работы «в глубинке» мало прельщает московских студентов. Отметим, что в других отраслях ситуация еще более плачевна.

В итоге, около 7 тыс молодых специалистов реально поступают на российские предприятия нефтехимии, чего, безусловно, недостаточно. На свободные вакансии привлекаются люди других специальностей (и не всегда смежных), что не может не сказываться негативно на технологическом процессе. Нефтехимия, по словам первого вице-губернатора Нижегородской области А. Батырева, обвинявшего руководство ОАО «Корунд» в некомпетентности кадров, «это такая отрасль, которая не терпит дилетантства, в нефтехимии должны работать настоящие профессионалы».

Конечно, в идеале, «настоящие профессионалы» должны работать во всех сферах производства. Однако если речь идет о высоких технологиях и производственном риске, говорить о профессионализме кадров приходится в первую очередь.

Фармакология «стареет»

Если профессия нефтехимика все же остается востребованной, то профессия фармацевта или фармаколога явно принадлежит числу аутсайдеров. В нашей стране более пятидесяти высших учебных заведений осуществляют подготовку фармацевтов. Тем не менее, количество желающих получить эту профессию неуклонно падает. В результате происходит «старение» кадров. По статистике, 12,5% провизоров и 29,29% фармацевтов — люди старше 45 лет.

Еще острее стоит вопрос с повышением квалификации.

В последнее время в нашу страну хлынул поток иностранных медикаментов. Наша фармацевтическая индустрия также начинает использовать передовые технологии. Однако действующая система повышения квалификации при многих медицинских институтах совершенно не учитывает реалий времени. Обучение ведется по старым программам и на основе устаревших методик.

Под лежачий камень вода не течет

В настоящий момент в нашей стране есть несколько центров профориентации молодежи. Например, Управления профессионального обучения, основное направление деятельности которых – подготовка конкурентоспособных кадров. Или Всероссийский научно-практический центр профориентации и социологической поддержки населения. По словам директора Центра И. Волошиной, центр занимается информационной поддержкой молодых специалистов.

В последнее время вопрос образования и подготовки молодых специалистов стал рассматриваться на государственном уровне. Принята Федеральная Целевая Программа содействия занятости населения Российской Федерации на 2001-2005 годы. Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы из средств федерального бюджета составит (в нынешних ценах) от 214,4 до 359,3 млн рублей ежегодно.

Стали появляться научно-практические центры профориентации и психологической поддержки населения. Во многих регионах (Краснодарский, Алтайский края) приняты специальные целевые программы содействия трудоустройству. Во всех программах есть пункты о повышении занятости молодых специалистов, обеспечении рабочей силой предприятий, предотвращении критических ситуаций на рынке труда и так далее. Основное же назначение федеральных программ – повышение информированности населения.

Однако отчеты и рапорты о включении в бюджет проблемы занятости не решат вопроса повышения престижности профессий. А, по самым скромным подсчетам, более 58% специалистов трудоустраиваются именно исходя из соображений престижа.

Есть определенная зависимость (если не прямо пропорциональная, то близкая к этому) престижа от уровня заработка. В конечном счете, так называемые «денежные» профессии не испытывают недостатка в рабочей силе. Вывод напрашивается сам.