Обсуждение экологических проблем продолжится во время председательства России в БРИКС: на саммите в Казани в октябре Российский экологический оператор (РЭО) намерен обсудить принципы распределения зеленых углеродных единиц.
Глава РЭО Денис Буцаев рассказал в интервью ТАСС, какую экологическую повестку намерена предложить участникам саммита российская сторона и как идет реформа отрасли в Краснодарском крае и Донбассе.
— Россия в этом году председательствует в БРИКС. Что собирается делать РЭО на этой широкой международной экологической арене?
— Экология — это общее дело. Поэтому создать экологически благоприятную экосистему только в одной части планеты, не обращая внимания на остальные, будет невозможно. У нас экосистема всей планеты жестко взаимосвязана, и это обуславливает, в том числе и задачи, связанные с принятием единых правил по повышению экологического уровня каждой страны. Поэтому мы продолжаем оставаться в диалоге со всем здравомыслящим миром. Мы сейчас получили очень много запросов от стран, в сторону которых произошел внешнеполитический разворот.
Индия и Китай — это взаимовыгодное сотрудничество по обмену и технологиями, и бизнес-проектами. Часть проектов китайцы и индусы будут реализовывать внутри страны, но в том числе, например, индусы нас приглашают в проекты за пределами нашей страны. Это тоже крайне интересно.
Китай предлагает достаточно интересные технологии, в том числе те инновационные, которые являются уникальными не только для нашей страны, но и для мира в целом. Дополнительно к этому мы активно работаем с такими странами, как Вьетнам и Таиланд, куда мы уже экспортируем наши технологии и наши решения. В основном это касается работы с органическими видами отходов. С Алжиром мы уже обсуждаем конкретный проект в столице, где они хотят построить единый комплекс по переработке тех отходов, которые создает мегаполис. У нас есть интересные переговоры с Марокко. Мы здесь видим потенциал для экспорта наших технологий. Вьетнам, Таиланд, Алжир, Мьянма, Марокко. Наверное, пока все.
— В рамках председательства в БРИКС у вас будут переговоры с соответствующими ведомствами других стран?
— Мы сейчас активно сотрудничаем и в рамках БРИКС, и в рамках АСЕАН. Здесь мы получили поддержку нашего Министерства иностранных дел, и коллеги активно нам помогают во взаимоотношениях в указанных форматах.
— Вы будете экологическим оператором саммита БРИКС в Казани осенью?
— Да, обязательно. С Росконгрессом у нас есть в этом отношении общая программа, связанная с экологизацией форумов. Мы предложим те же самые решения, которые мы предлагаем на всех публичных площадках, которые проходят. Но если говорить про БРИКС, там достаточно обширная экологическая программа. Мы хотели бы присоединиться к обсуждению не только вопросов, связанных с отходами, но и вопросов мониторинга окружающей среды. Это продолжение или определенное отражение проекта экомониторинга, который сейчас реализуется на федеральном уровне. Мы хотели бы обсуждать принципы распределения зеленых единиц в рамках углеродной повестки.
Здесь, по нашему мнению, тема, связанная с рекультивацией полигонов и введением "зеленых" принципов в проблематику снижения выбросов от свалок и существующих объектов захоронения, может придать нашей отрасли дополнительный импульс, в том числе финансовый. Примеры таких проектов уже были в разных частях света, когда за счет внедрения новых технологий и уменьшения техногенного влияния места захоронения отходов получали те зеленые единицы, которые потом путем их перераспределения давали экономический эффект для проектов строительства новых объектов обработки и утилизации.
— На ваш взгляд, нужен ли некий общий рынок или общая биржа углеродных единиц для стран БРИКС? Как вы себе это представляете?
— Я считаю, что, скорее всего, будет объективная последовательность действий отдельных стран в этом направлении, которая приведет к созданию общего рынка. В том числе, вполне возможно, и в рамках БРИКС. Я уверен, что более важной задачей стоит приведение методологий к единообразию относительно такого понятия, как "зеленая единица", или "углеродная зеленая единица", и единых понятных правил обмена указанными углеродными единицами для сохранения единообразной политики климатической устойчивости.
Мы точно сейчас понимаем, что в определенных аспектах климатическая повестка становится политическим инструментом. И то, что в настоящий момент формируется на западных площадках, не всегда отвечает целям экологии, но прикрывается этими лозунгами
Зеленые единицы в определенных своих аспектах являются больше политикой промышленного передела, чем политикой сохранения окружающей среды. И в этом отношении такие объединения, как БРИКС, за счет инициатив по деполитизации климатической повестки должны дать новый импульс развитию этого направления.
Кубань и Донбасс
— Вернемся к нам в Краснодарский край. Тут не очень хорошая ситуация складывается со строительством заводов по переработке отходов. Что происходит? Скоро начнется новый наплыв туристов.
— Да, в Сочи объект захоронения существует еще со времен Олимпиады. Он переполнен, по нему ситуация самая острая. Его необходимо в ближайшие годы выводить из эксплуатации. А для того, чтобы это сделать безболезненно, необходим замещающий объект. Мало того, необходимо отходить от того, что практически 90 с лишним процентов отходов попадает сразу на полигон. Мы должны Краснодарский край приблизить к тем целевым задачам, которые у нас есть в указе президента и в поручениях правительства, то есть начать сортировать, выделять полезную фракцию и начинать ее перерабатывать.
Что для этого сделано? Мы вместе с регионом разработали в свое время концепцию создания пяти комплексных объектов на Черноморском побережье и одного комплексного объекта в Краснодаре. В настоящий момент мы по двум из этих кластеров запустили процедуру конкурса вместе с регионом, и в марте должны быть подведены итоги по выбору инвестора.
Мы, со своей стороны, предлагаем льготное финансирование при условии, естественно, соблюдения тех требований, которые мы предъявляем к проектам. Но пока движемся вместе с субъектом, и та конкурсная документация, которая в настоящий момент вывешена, отвечает требованиям нашей организации, соответственно, льготное финансирование потенциально возможно.
По третьему объекту я знаю, что идет юридическая работа, связанная с заключением соглашения. Рассчитываем, что оно будет заключено в ближайшее время. И, таким образом, из пяти комплексных объектов на побережье три в текущем году могут перейти из документарной части в инвестиционную.
Остается два объекта, по которым в настоящий момент регион выбирает или проводит оформление земельных участков. Там есть тоже хорошие наработки, но пока, к сожалению, не можем похвастаться конкретными результатами.
Если все, о чем я сказал выше, будет сделано в те сроки, о которых мы говорим, то к концу 2025 года будет реально региону получить первые комплексные объекты переработки отходов, которые будут построены в полном соответствии с теми целевыми показателями, которые у нас есть в федеральном проекте.
— Будем надеяться. Расскажете о ваших планах в новых регионах на этот год?
— У нас по поручению правительства и президента идет проектирование двух объектов — в ДНР и ЛНР. Это тоже комплексные объекты, где будет реализован принцип по сортировке, утилизации и захоронению только хвостов, который мы осуществляем во всех других регионах. Здесь могу сказать, что работа в настоящий момент в хорошем темпе уже на стадии подготовки основных технологических решений. Мы завершили изыскания по этим объектам, и результаты изысканий лягут в основу тех технологий, которые будем предлагать.
Дополнительно к этому мы продолжаем по поручению президента и правительства работы, связанные с поставками техники, мусоровозов и бункеровозов, и в том числе поставку баков. С начала года закупили для новых регионов еще 125 единиц спецтехники, а также 8,7 тыс. контейнеров и бункеров для отходов. В феврале уже поставлено 3,7 тыс. контейнеров и бункеров, 52 единицы спецтехники, включая мусоровозы, бункеровозы и иные виды спецтехники. Это существенно поменяет ситуацию на местах.
— Можно сказать, что в этом году вы закроете потребность этих регионов в баках и мусоровозах?
— В большей степени закроем. У нас есть еще, что мы можем поставлять в следующем году. Но в 2024 году всю первичную потребность мы закрываем.
— А когда начнется строительство предприятий?
— Начнем в 2025 году. В этом году мы должны будем завершить проектирование, пройти экспертизы и приступим в следующем году к строительству.