За три с половиной месяца работы механизма параллельного импорта в Россию было ввезено товаров почти на $9,4 млрд, а по итогу года ожидается сумма не менее $20 млрд.

Об этом в интервью «Известиям» рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Продление механизма после 2023 года будет зависеть от поставок иностранных правообладателей и возможностей российского производителя их заместить.

Денис Мантуров также отметил, что приостановившие свою деятельность или ушедшие из РФ зарубежные компании, как правило, заинтересованы в продолжении деятельности или в обеспечении условий для возвращения в будущем. Кабмин же продолжает помогать ключевым отраслям отечественной промышленности. Так, на поддержку автопрома в 2023 году планируется направить 9,8 млрд рублей, в 2024 году эта сумма должна вырасти до 17 млрд рублей, а в 2025-м — до 19 млрд. 

— Как вы уже заявляли, параллельный импорт продлят до конца 2023 года. Вряд ли в ближайшие пять лет на рынок вернутся ушедшие бренды. Как думаете, на сколько лет придется в итоге продлевать действие этого механизма?

— При принятии решения о продлении параллельного импорта на 2023 год мы руководствовались складывающейся в настоящий момент экономической ситуацией и результатами применения этого механизма в отношении отдельных брендов и видов продукции за прошедшие четыре месяца. Соответственно, решение о дальнейшем продлении параллельного импорта будет приниматься в зависимости от ситуации в 2023 году. Полагаю, сейчас делать более долгосрочные прогнозы некорректно, поскольку всё зависит как от наличия или отсутствия поставок от иностранных правообладателей в конкретный момент времени, так и от возможностей российского производителя. 

При корректировках перечня параллельного импорта Минпромторг уже не раз исключал из него некоторые бренды в случае, если правообладатель возобновлял поставки на рынок, — в этом заключается стимулирующее действие механизма. Кроме того, большие усилия направлены на развитие российского производства. В тех сферах, в которых производитель сможет обеспечивать потребности промышленных предприятий и конечных потребителей, применение параллельного импорта вовсе не потребуется.

— На какую сумму в РФ уже ввезли товаров по параллельному импорту?

— По данным ФТС России, за три с половиной месяца работы механизма (с 17 мая) было ввезено товаров почти на $9,4 млрд (только за август $3,1 млрд). Поэтому мы уже немного скорректировали прогноз и по итогу года теперь ожидаем ввоза товаров по параллельному импорту на сумму не менее $20 млрд.

— Минпромторг в июне сообщил о выделении 21 млрд рублей на поддержку спроса в автопроме. Средства пошли на возобновление автокредитования, льготный лизинг, скидки по электрическому транспорту и т.д. Планируется ли подобная помощь в следующем году? Рассматривается ли продление программ? 

— Конечно, мы планируем продолжать стимулировать спрос на произведенные в России автомобили. На реализацию программ — льготного автокредитования, льготного автомобильного лизинга, стимулирования спроса на газомоторную технику, — в 2022 году предусмотрено, как вы уже отметили, почти 21 млрд рублей. За счет указанных средств запланирована реализация более 75 тыс. автомобилей. Средства предусмотрены и на последующие периоды. В соответствии с проектом бюджета на 2023 год планируется направить на программы 9,8 млрд рублей, в 2024 году — 17 млрд и в 2025 году — 19 млрд рублей. Таким образом планируем простимулировать реализацию еще около 190 тыс. автомобилей.

— Действительно ли «Соллерс Авто» будет заниматься локализацией китайских фургонов Jac на площадке «Форд Соллерс» в Елабуге?

— «Соллерс Авто» будет выпускать две модели LCV (легкие коммерческие авто) под собственным брендом на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. В этом проекте нет единого китайского партнера, но есть ряд китайских поставщиков, которые привлекаются на первом этапе для поставки элементов платформы.