По предварительным итогам 1999 года, спустя год после августовского кризиса 98-го, химическая и нефтехимическая промышленность заняла по росту объемов производства первое место среди базовых отраслей российской промышленности.

А 20 декабря 1999 года российским правительством была утверждена стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на 5 последующих лет. В конце 99-го были определены направления развития отрасли, основные цели, важнейшие механизмы реализации программы, в значительной мере определена экономическая политика государства.

1999

В 1999 году российская экономика ощутила подъем темпов выпуска продукции на фоне усиления господдержки отечественных производителей и улучшения финансового положения промышленных предприятий. Спад промышленного производства, имевший место в 1998 году, в последнем году тысячелетия был компенсирован, более того, был превышен докризисный уровень выпуска продукции – индекс физического объема продукции промышленности в 1999 году составил 108,1% относительно 1998 года, при этом химическое производство достигло уровня в 121,7%.

Увеличился коэффициент использования производственных мощностей, сократилось количество убыточных предприятий (с 48 до 30%) и уменьшилась доля предприятий, имеющих просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность. С 8 до 20% выросла рентабельность химического производства. Однако в отрасли по-прежнему высоки неплатежи, кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 1,8 раза, велика масса не реструктуризированных долгов, наблюдается острая нехватка оборотных средств.

Стабилизации способствовала масса взаимосвязанных факторов.

  • Во-первых, благоприятная конъюнктура на внешнем рынке.
  • При хороших показателях валютного сбыта и при обвальной девальвации рубля измеряемая в рублях выручка возросла в несколько раз, т.е. наблюдался так называемый рост валютной рентабельности экспортной составляющей в объеме выпуска химической и нефтехимической продукции.
  • Далее, произошло перемещение платежеспособного спроса с импортной химической продукции на отечественную.
  • Была увеличена денежная составляющая расчетов, сокращены бартерные платежи.
  • Произошел информационный подъем, появилось множество ранее незадействованных каналов сбыта – говорим о развитии менеджмента на предприятиях отрасли.
  • Правительство РФ предприняло усилия по поддержанию сельскохозяйственных производителей: им была компенсирована часть затрат на приобретение средств химизации.
  • 2000

    В 2000 году был совершен новый прорыв: по всем позициям основной номенклатуры химической продукции состоялся ощутимый прирост объемов производства, в частности, от 12 до 60 % (по мере возрастания) составил прирост по полиэтилену, по каучукам, минеральным удобрениям, соде каустической, шинам для грузовых автомобилей. Самый большой рост, более чем в 60%, наблюдался в производстве химических волокон. На период до 2005 года правительство считает стратегической целью структурную перестройку химической промышленности и формирование конкурентоспособных производств на основе наукоемких технологий, способных удерживать позиции на внутреннем и внешнем рынке.

    Три этапа реализация стратегии

    НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (2000–2001 гг.) – предусматривается достижение стабилизации работы основной массы предприятий отрасли, завершение в основном реструктуризации задолженностей и активов предприятий, активизация поиска инвесторов для обеспечения развития новых направлений в отрасли и создания задельных объектов. В пределах реально привлекаемых ресурсов – в частности, ввод мощности йода в объеме 500 тонн в ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз» (ст. Троицкая, Краснодарский край), расширение производства изделий бытовой химии (ОАО «Арнест», г. Невинномысск), ввод 450 тыс. тонн метанола (ОАО «Тольяттиазот»), освоение мощности по переработке полипропилена в изделия на Московском НПЗ.

    НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (2002–2003 гг.) – расширение масштабов структурных изменений в производстве химических продуктов в сторону увеличения выпуска и расширения ассортимента конкурентоспособной продукции. Так, легковые радиальные шины станет выпускать ОАО «Московский шинный завод», ОАО «Кировский шинный завод», шины с металлокордом в каркасе и бракере – ОАО «Ярославский шинный завод». 100 тыс. тонн полипропилена «прибавят» ОАО «Ставропольполимер» (г.Буденновск), 230 тыс. тонн терефталевой кислоты и 120 тыс. тонн ПЭТФ – ОАО «Полиэф» (Башкортостан), 300 тыс. тонн полиэтилена – Ново-Уренгойский газохимический комплекс.

    Значительные усилия будут приложены в том числе и государством к созданию новых перспективных материалов – для микро- и наноэлектроники. Изучаются и будут улучшены полимеры и компоненты на их основе, материалы со специальными свойствами, сверхтвердые материалы, биосовместимые материалы, катализаторы, мембраны.

    НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (2004–2005 гг.) намечается достижение стабильных среднегодовых темпов прироста объемов производства, существенное расширение объемов инвестиционных ресурсов для обеспечения широкомасштабной структурной перестройки производственного потенциала отрасли на базе использования новейших достижений науки, дающих существенное снижение расхода сырьевых и энергетических ресурсов, вывод устаревших фондов в размере 25–30% от суммарного объема имеющегося в отрасли оборудования, увеличение производства экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции, главным образом, за счет более глубокой переработки сырья и материалов. На этот период намечены ввод 120 тыс. тонн этилбензола и стирола (ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», Республика Башкортостан) и использование ресурсосберегающих технологий, освоение производства полиэфирного волокна на закупленном импортном оборудовании (ОАО «Курскхимволокно», г. Курск), позво-ляющее исключить импорт, требуемые капитальные вложения при этом значительны. Предусматривается ввод мощности 60 тыс. тонн полиэти-лентерефталата ПЭТФ (ОАО «Тверьхимволокно», г. Тверь), что позволит частично обеспечить внутренний рынок отечественным пищевым ПЭТФ и сократить импорт. Предусматривается также внедрение ресурсосберегающих технологий в производстве аммиака, карбамида, фосфорсодержащих удобрений, экологически чистых технологий в производстве фосфорсодержащих удобрений. На всех этапах будет усилена работа по стандартизации и сертификации продукции.

    Плюс инвестиции

    Государством запланировано создание благоприятных условий для инвесторов в сфере льготного налогообложения, гарантия прав инвесторов, государственная защита капитала, благоприятная внутриэкономическая и внешнеэкономическая конъюнктура.

    В соответствии с прогнозом Минэкономики России объем производства химической и нефтехимической промышленности увеличится в 1,7 раза в 2005 году по сравнению с 1998 годом, что позволит по основному кругу химической продукции обеспечить возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства нашей большой родины.

    Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2005 года