«Газпром» продолжает платить за конфликт с Украиной. В прошлом году — 5,3 млрд руб. неустойки за невыборку газа с месторождения, которое разрабатывает вместе с германскими BASF и E. On.

Газовая война с Украиной в январе 2009 г. почти на две недели оставила пол-Европы без российского газа. Но о выплате неустоек не сообщалось. «Мы объявили форс-мажор, и все клиенты с этим согласились», — говорил в декабре 2009 г. представитель концерна Сергей Куприянов. Оказалось, штрафы все же были. Во всяком случае, в России. В 2010 г. «Газпром» потратил 5,3 млрд руб. на выплату неустоек трем компаниям, говорится в его отчете за I квартал. Деньги получили «Севернефтегазпром», владеющий лицензией на гигантское Южно-Русское месторождение (у концерна контрольный пакет), а также два трейдера, продающих добываемый там газ (СП с BASF и E. On).

Выплата неустоек связана с тем, что в 2009 г. «Газпром» не приобрел законтрактованные объемы газа с Южно-Русского — как раз из-за конфликта с Украиной в январе того года, уточнил «Ведомостям» представитель «Газпрома». В 2009 г. из-за спора с Украиной и кризиса «Газпром» сократил закупки газа у многих поставщиков, включая среднеазиатские республики: падал экспорт самого «Газпрома». Почему концерн и в случае с Южно-Русским не воспользовался форс-мажором, его представитель не объяснил. В германских компаниях отказались от комментариев.

У BASF и E. On серьезные гарантии по возврату инвестиций в Южно-Русское, рассказывали сотрудники «Газпрома». Среди них специальная формула цены продажи газа — с учетом европейских цен самого «Газпрома», гарантированные дивиденды по привилегированным акциям «Севернефтегазпрома» (они есть только у немцев), а также единогласное одобрение советом директоров важных поправок в принцип «бери или плати». Контракты «Газпрома» с европейскими клиентами также основаны на этом принципе. Но несмотря на объявленный форс-мажор, конфликт с Украиной и здесь сыграл злую шутку с концерном. В 2009 г. «Газпром» списал европейцам обязательства по закупке газа на 4,5 млрд куб. м, или $1,3 млрд по средним ценам того года, — ровно на недопоставленный во время конфликта объем, пишут «Ведомости».