Мировой автопром, который еще не решил пресловутую проблему дефицита микрочипов, опять сталкивается с серьезной угрозой. Источником в который уже раз стал COVID, а конкретно его новый штамм "омикрон". Однако сейчас ситуация намного серьезнее, чем в тот момент, когда пандемия только начиналась и автозаводы закрывались чуть ли не "на всякий случай". Сейчас останавливать конвейеры приходится из-за нехватки персонала, выбывающего из-за резкого роста заболеваемости. Об этом сообщает "Российская газета".
Достаточно обратить внимание на Японию. Всю неделю там идут рекорды по числу заражений. Toyota, например, была вынуждена прекратить работу 21 производственной линии на 11 из 14 своих заводов в стране, причем этот "простой поневоле" продлится минимум до 24 января. И если раньше в Toyota ожидали, что план производства в первый месяц 2022 года из-за проблем с полупроводниками будет недовыполнен на 20 тысяч авто, то теперь сокращение объемов составит 47 тысяч единиц продукции, пишет Nikkei Asia. Пострадают и российские потребители, поскольку под секвестр попали поставляемые к нам Toyota Land Cruiser 300. В компании предупредили клиентов, что очередь на этот внедорожник растянется на 4 года.
Под ударом пандемии оказались и другие японские автобренды. В частности, сократить производство пришлось "дочке" Toyota — Daihatsu Motor. Поводом стало заражение коронавирусом около тридцати рабочих на предприятии в префектуре Сига. У Honda, Nissan и Suzuki кадровая ситуация полегче. Но болезнь "выкосила" персонал их поставщиков. В итоге все три компании работают на 70-90% от плановой мощности. "Мы ожидаем, что рынок восстановится, но ситуация с коронавирусом неопределенная, и нам нужно быть готовыми", — заявил агентству Bloomberg генеральный директор Nissan Макото Учида.
Проблемы начались как раз в тот момент, когда промышленники начали говорить о восстановлении японского автопрома. В ноябре рост производства в этом секторе составил 40% в годовом сравнении. Впрочем, эксперты Financial Times еще до остановок заводов призвали к осторожным прогнозам. "Неясно, насколько может вырасти производство, учитывая потенциальное влияние варианта "омикрон" на цепочку поставок", — заявил экономист Barclays Securities Japan Казума Маэда. Он также напомнил о замедлении экономического роста в Китае, который грозит падением спроса на машины, пишет Прайм.
В самом Китае столкнулись с "омикроном" и даже закрыли одно из предприятий той же Toyota в Тяньцзине. Но здесь главной угрозой автопрому по-прежнему считают дефицит полупроводников. Как передает Automotive News, представитель министерства промышленности и информатизации КНР Луо Цзюньцзе призвал "ключевые отечественные предприятия увеличивать инвестиции и способствовать росту мощностей всей цепочки производства чипов".
По мнению ведущего канала "Автотелеграм", автоэксперта Дмитрия Баринова, "дефицит новых автомобилей, который сейчас острее всего проявляется в России, Европе и США, только усугубится. Решения проблемы и восстановления баланса на авторынке ожидаю к концу года". Он отметил, что даже если с вирусом мир справится раньше, оперативно наладить поставки микрочипов вряд ли получится.
"Произошел резкий рост спроса, и не только из-за вирусных неурядиц. Сейчас даже в самых бюджетных автомобилях все больше электронных систем, которые еще два года назад были для них нехарактерными. Поэтому чипов требуется все больше. А моментально увеличить выпуск проводников технически невозможно. Требуются месяцы для запуска новых производств", — объяснил автоэксперт.
По словам Баринова, периодическая остановка крупнейших автозаводов по всему миру кардинально меняют долю разных марок в общем объеме продаж. "Бывшие лидеры очень быстро могут стать аутсайдерами. В России дефицит полупроводников помог китайским компаниям в прошлом году значительно увеличить свою рыночную долю. В 2022-м она продолжит стремительно расти. Разумеется, за счет падения продаж других марок, не сумевших обеспечить бесперебойные поставки комплектующих", — добавил автоэксперт.