Вслед за тракторами и грузовиками на складах белорусских предприятий стали покрываться пылью шины и лакокрасочные изделия. Если рост запасов последних связывают с сезонностью продаж, то с реализацией шин все гораздо сложнее.
«Проблемным остается вопрос снижения объемов продаж и рост запасов шинной и лакокрасочной продукции», — констатировал концерн «Белнефтехим», поводя итоги своей работы за два месяца этого года.
Экспорт шин за январь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в количественном выражении снизился на 36,8% и составил 223,2 тыс. штук на сумму 20,44 млн долларов. Белорусские производители шин, в том числе, теряют свой основной рынок. За январь 2014 года в Россию было экспортировано 96,3 тыс. шин на сумму 9,77 млн долларов. По отношению к январю 2013 года продажи упали на 49,3%.
На бобруйской «Белшине» падение продаж на российском рынке связывают с двумя факторами. Во-первых, российские власти сократили объемы добычи ископаемых, а также субсидирование предприятий, импортирующих шинную продукцию из Беларуси.
«Не все выделяется из бюджета в том объеме, который был обещан в конце прошлого, начале этого года. Горнодобывающая промышленность уменьшила добычу полезных ископаемых. Следовательно, грузовики меньше стали бегать», — отметил сотрудник управления реализации продукции «Белшины».
Но самым главным фактором снижения продаж на предприятии называют острую конкуренцию с китайской продукцией. Особенно это касается цены на товар, пишет топоф.
«Цены на китайские автошины в России значительно ниже, даже если не брать во внимание то, что китайские экспортеры занижают инвойсы. Разница в цене зачастую доходит до 70%. Как я могу конкурировать, когда моя шина стоит 100 российских рублей, а китайцы предлагают аналогичный продукт за 30», — задается вопросом представитель компании.
По его словам, покупателей не пугает даже качество китайской продукции.
«На сегодняшний день мы выпускаем доступный по цене продукт на массовые автомобили. Люди, которые покупают нашу продукцию, считаю свои деньги. Когда они приходят в магазин, то видят, что разница на четырех шинах достигает 100 долларов. Никто не знает, как будет работать китайский продукт. Тем не менее, люди идут на это», — говорит сотрудник «Белшины».
Кроме того, по его словам, китайские власти часто дотируют своих производителей, разрешая им продавать продукцию, которая залежалась на складе, с отрицательной рентабельностью.
«Если в рамках единого экономического пространства с Россией и Казахстаном ввести какой-то дополнительный налог на ввоз китайской продукции, например в 100-120%, то я думаю, это бы помогло», — предлагает специалист.
«Белшина» в свою очередь предпринимает все возможные меры, чтобы понизить стоимость продукции.
«Уровень зарплат уменьшается, количество работников обрезается. То есть, уменьшив трудозатраты, мы пытаемся это сделать. Но насколько нас хватит, как долго мы продержимся, тяжело сказать», — отмечает собеседник.
К тому же, предприятие постоянно ищет новые рынки сбыта, но испытывает трудности в западном направлении. Европейцы усилили требования к шинам по шумам и устойчивости, а США наложили на «Белшину» санкции, которые не позволяют ей работать в долларах. Так что поле для маневра сужено.
Всего на складах промышленных предприятий страны на 1 марта 2014 года скопилось готовой продукции на 33,89 трлн. рублей или 84% к среднемесячному объему промышленного производства. На 1 февраля 2014 года эта цифра составляла 78,2%, а на 1 марта 2013 года — 75,2%.