Зарождающаяся энергетика нового поколения классифицирует водородное топливо по методу получения. «Зелёный» водород получается методом электролиза из воды, этот вариант не предусматривает выброса парниковых газов, но остаётся затратным. Японская компания Eneos нашла способ снизить расходы на производство такого топлива в три раза.

Реализовать свои планы Eneos в сотрудничестве с Chiyoda собирается не ранее 2030 года, а в качестве места строительства предприятия по добыче водорода выбрана Австралия. Дело в том, что само предприятие по добыче водорода из воды занимает площадь не более одного квадратного километра, но если ориентироваться на энергоснабжение производства из возобновляемых источников, то солнечная электростанция по соседству займёт уже 64 квадратных километра. Австралия и в этом смысле обладает как благоприятным климатом и географическим положением, так и достаточными площадями.

Суть технологии, предложенной японскими производителями водорода, заключается в совместном электролизе воды и толуола — на выходе получается метилциклогексан, который можно хранить и транспортировать при обычной температуре окружающей среды, тогда как чистый водород требует хранения при температуре минус 253 градуса Цельсия, что делает его транспортировку очень затратной. Извлекать водород из метилциклогексана можно уже в непосредственной близости к потребителям, пишет decarbonization.

ENEOS, Chiyoda, Токийский университет и Технологический университет Квинсленда в марте 2019 г объявили об успешном синтезе органического гидрида с помощью энергии из возобновляемых источников. В обычном процессе органический гидрид (метилциклогексан; MCH) должен синтезироваться толуолом и водородом, а водород должен быть получен перед синтезом. В новом процессе, разработанном ENEOS с использованием оригинальной электролизной ячейки, найден путь к снижению затрат и энергосбережению, через производство органического гидрида непосредственно из толуола и воды с помощью электричества.

Подобная технология не только в два раза сокращает затраты на строительство завода по добыче топлива, но и в три раза снижает себестоимость килограмма водорода. В случае с Японией она сокращается до $3 за килограмм. Для справки, использующий водород в качестве топлива автомобиль Toyota Mirai в экспериментальных условиях, далёких от повседневного режима эксплуатации, способен потреблять не более 0,56 кг водорода на 100 км пути. По сути, добываемое по новой технологии топливо снижает стоимость пробега до $1,78 на сотню километров.

Японское правительство поставило цель использовать на территории страны до 3 млн тонн водорода к 2030 году. Примерно пятнадцать процентов от этого объёма должно приходиться на «зелёный» водород. Предприятие, которое в Австралии построят Eneos и Chiyoda, будет покрывать потребности Японии в водороде почти на 10 %. В энергетическом выражении производительность такого предприятия будет сопоставима с мощностью ядерного реактора.