ФАС, неоднократно критиковавшая "Газпром" за закупку части труб у посредников, а не напрямую у трубников, неожиданно выступила за расширение круга участников тендеров монополии. Служба поддержала жалобу ОНФ, потребовав от "Газпрома" устранить из условий закупок требования к участникам иметь контракты или договоренности с трубниками на поставку. В отрасли надеются, что спор не приведет к срыву тендеров.

ФАС предписала "Газпрому" устранить нарушения в закупочной документации тендера на поставку труб большого диаметра (ТБД) на 12 млрд руб. В службу поступила жалоба от "активиста "Общероссийского народного фронта" (ОНФ)", и ФАС пришла к выводу, что "к участникам закупки предъявляется целый ряд избыточных требований, которые могут приводить к ограничению конкуренции". В частности, речь идет о требовании к поставщикам "представить подтверждение дилерских отношений с производителями и сведения о привлекаемых субпоставщиках еще на стадии подачи заявок". ФАС сочла "размытыми" и требования давать информацию об "удовлетворительном финансовом положении" и соответствии "требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом электронного аукциона".

Имени жалобщика ФАС не раскрывает, ссылаясь на защиту персональных данных. Информации о возможном конфликте интересов заявителя, его родственников или бизнес-партнеров с "Газпромом" и поставщиками труб у ФАС нет. В ОНФ не смогли предоставить детали "Ъ".

До 27 июля "Газпром" собирает заявки на тендер по поставкам ТБД для "Газпром комплектации", который разбит на пять лотов общей начальной стоимостью 11,9 млрд руб. с НДС, его итоги должны быть подведены до 5 августа. О нем и идет речь, уточнили в ФАС, добавив, что монополия должна исполнить предписания до 27 июля. Но требования к участникам тендера, как следует из документации "Газпрома" по закупкам ТБД с 2013 года, не отличаются от других аналогичных тендеров. Там, в частности, указано, что если участник не является производителем или официальным дилером/дистрибутором ТБД, то он обязан представить документы, "подтверждающие полномочия на предложение и поставку товара". Это копии договоров с производителями или дилерами, письма от них, предоставляющие участнику право на предложение товара с гарантиями отгрузки в случае победы, документы, подтверждающие право пользования и владения товаром на складе.

В ФАС сказали, что "на этапе подачи заявки у участника закупки договора с производителями или дилерами может и не быть". "Если требовать, чтобы все они заранее подписывали договоры с производителями, то возникает риск сговора — производитель начнет искусственно ограничивать участие поставщиков в конкурсах, а производитель не всегда может взять на себя обязательства поставки перед всеми поставщиками",— говорят в ФАС. На вопрос о том, почему служба не требовала от "Газпрома" устранить спорные пункты раньше, в ФАС ответили, что "законом не предусмотрено право контрольного органа на проведение инициативной внеплановой проверки закупок госкомпаний". В ведомстве говорят, что будут рассматривать жалобы на другие закупки по мере поступления.

В "Газпроме", который ежегодно закупает 1,5-2 млн тонн ТБД, отказались от комментариев. В его тендерах участвуют ТМК Дмитрия Пумпянского, ОМК Анатолия Седых, ЧТПЗ Андрея Комарова, ИТЗ, входящий в "Северсталь" Алексея Мордашова, и трейдер ТИТ Ивана Шабалова. Ранее свыше половины лотов "Газпрома" по ТБД доставалось основанному господином Шабаловым трейдеру СЕТП, который с 2010 года перешел под контроль Аркадия и Бориса Ротенбергов, но перестал участвовать в тендерах в 2014 году. В ЧТПЗ заявили, что интересы компании не затрагиваются предписанием ФАС, она будет участвовать в тендере. "Мы очень надеемся, что ФАС и "Газпром" как можно скорее урегулируют вопрос, чтобы по идущим тендерам не было переносов сроков",— говорят в ТМК, объясняя, что это позволит загрузить мощности. В "Северстали", ОМК и ТИТ не ответили.

ФАС неоднократно критиковала "Газпром" за работу с трейдерами, а не напрямую с трубниками, но в этот раз претензии службы к тендерам, как кажется, наоборот, направлены на расширение круга участников, говорят собеседники в отрасли. "Непонятно, чьи интересы ущемляются: все сертифицированные поставщики "Газпрома" участвуют в тендерах",— соглашается глава Фонда развития трубной промышленности Олег Калинский. Собеседники называют "обычной бизнес-практикой" требования монополии по гарантиям поставок от участников, говоря, что "иначе велик риск наткнуться на фирмы-однодневки, а для "Газпрома" срыв поставок может обойтись очень дорого".