Строительство экспортного газопровода «Северный поток – 2», завершенное уже более чем на 90%, было прервано в конце декабря 2019 г.: швейцарская компания Allseas, суда которой занимались укладкой труб, вышла из проекта, побоявшись попасть под санкции США.
Практически весь 2020 год работы по трубопроводу не велись (во всяком случае, официально). Укладка труб «Северного потока – 2» возобновилась только 11 декабря 2020 г. (ее ведет российская баржа «Фортуна» в водах Германии). Ранее эксперты говорили «Ведомостям», что технически завершить укладку можно за 3–4 месяца. Иными словами, в 2021 г. газопровод почти наверняка будет достроен. Однако сможет ли уже в будущем году Россия начать прокачку по нему газа, не ясно.
«Северный поток – 2» – газопровод мощностью до 55 млрд куб. м газа в год, идущий из России в Германию по дну Балтийского моря. Оценочная стоимость проекта – $9,5 млрд. Партнерами «Газпрома» по проекту выступают французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch Shell и немецкие Uniper и Wintershall.
Как заявил в середине декабря заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Кристофер Робинсон, санкционное давление на участников проекта в будущем году продолжится. При этом еще в ноябре США пригрозили вводить санкции не только против компаний, непосредственно занятых в достройке «Северного потока – 2», но и организаций, предоставляющих им любые товары, услуги или финансирование.
После этого норвежская сертификационная компания DNV GL отказалась оформлять документы на суда-трубоукладчики для «Северного потока – 2», напоминает эксперт Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков. А управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов обращает внимание и на то, что сложности у «Северного потока – 2» могут возникнуть и после достройки – например, европейские страховые компании, оказавшись под угрозой американских санкций, могут отказаться предоставлять свои услуги.
По мнению директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрия Маринченко, помочь России завершить проект должна позиция Германии, для которой он имеет исключительное экономическое значение. Берлин, кстати, в конце 2020 г. уже предпринял попытку оказать проекту политическую поддержку.
Премьер-министр германской федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Мануэла Швезиг предложила учредить некоммерческий экологический фонд для борьбы с изменениями климата. Через него можно будет в обход санкций осуществлять финансирование «Северного потока – 2» как стратегического проекта, направленного на повышение доступности для европейцев газа – наиболее экологичного в отличие от угля и нефти топлива.