Крайне медленное восстановление цен на газ в Европе, которые на фоне коронавируса обвалились до многолетних минимумов, может заставить «Газпром» снизить уровень дивидендов. Опрошенные аналитики прогнозируют, что по итогам года соотношение чистого долга компании и EBITDA превысит 2,5x. В таком случае компания по дивидендной политике имеет право заплатить меньше 40% от чистой прибыли по МСФО. Впрочем, большинство аналитиков полагают, что «Газпром» будет до последнего пытаться сохранить уровень выплат, хотя в абсолютном выражении они в любом случае снизятся.

На фоне крайне медленного восстановления мировых цен на газ эксперты и источники в «Газпроме» ожидают существенного роста долговой нагрузки монополии по итогам года, что ставит вопрос и о возможном снижении дивидендных выплат. РФ принадлежит 38,37% в «Газпроме», «Роснефтегазу» — 10,97%, free-float компании — 50%.

В конце 2019 года совет директоров «Газпрома» утвердил новую дивидендную политику, предусматривающую поэтапный выход на выплату не менее 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО.

Так, по итогам 2019 года компания должна была заплатить не менее 30%, по итогам 2020 года — не менее 40% прибыли. В 2019 году компания выполнила свои обязательства, выплатив акционерам 360,8 млрд руб. (это рекорд для рынка РФ). Но если отношение скорректированного чистого долга к EBITDA по итогам года превысит 2,5, совет директоров имеет возможность уменьшить уровень выплат.

По итогам первого квартала показатель чистый долг/EBITDA составил 1,5х: чистый долг с учетом корректировок вырос всего на 3%, до $41,4 млрд, но квартальная EBITDA упала на 20%. Во втором и третьем кварталах результат будет еще хуже, поскольку цены на газ в Европе и Азии, обрушившиеся в начале года более чем на 40%, восстанавливаются крайне медленно. Так, спотовая цена газа на голландской TTF — наиболее ликвидной европейской площадке — 4 августа достигла самого высокого с апреля уровня в $80 за 1 тыс. кубометров. При этом «Газпром» пока ожидает средней экспортной цены газа в 2020 году в $133 за 1 тыс. кубометров (против $203 в 2019 году).

В условиях сложившейся конъюнктуры по итогам 2020 года коэффициент чистый долг (скорректированный)/EBITDA группы "Газпром" превысит 2»,— заявили “Ъ” в «Газпроме».

Там подчеркнули, что «в любом случае компания не будет стремиться использовать возможное превышение порогового уровня долговой нагрузки как формальный повод избежать выплаты дивидендов». При обсуждении размера выплат в «Газпроме» намерены ориентироваться на свое финансовое положение с учетом ситуации на рынке и прогнозов денежных потоков группы на момент принятия решения по дивидендам. В компании ожидают при этом, что в 2021 году конъюнктура рынков стабилизируется.

Дмитрий Маринченко из Fitch прогнозирует, что в конце года соотношение чистый долг/EBITDA «Газпрома» составит около 3x. Поэтому, допускает он, объем дивидендных выплат за 2020 год может быть меньше целевого уровня в 40% от чистой прибыли. Андрей Громадин из Сбербанка ожидает, что отношение чистого долга к EBITDA «Газпрома» на конец года составит 2,6x в долларовом выражении в основном из-за снижения EBITDA. Вице-президент Moody’s Артем Фролов считает, что по итогам 2020 года скорректированный коэффициент чистый долг/EBITDA «Газпрома» может превысить 2,5х в результате падения EBITDA из-за пониженных цен и объемов экспорта газа в Европу. Екатерина Родина из «ВТБ Капитала» также допускает, что долговая нагрузка «Газпрома» превысит 2,5x, отмечая при этом, что цены на газ в Европе сейчас перешли к росту.

Большинство аналитиков полагают, что, несмотря на рост долговой нагрузки, «Газпром» может и не снизить планку выплаты дивидендов.

«Пока компания нацелена продолжать платить дивиденды. Косвенно это подтверждалось фактом выплаты более высоких дивидендов по итогам 2019 года»,— замечает госпожа Родина. Андрей Громадин напоминает, что совет директоров будет принимать решение о размере дивидендов на основе рыночной конъюнктуры уже следующего года, которая, вероятно, будет более благоприятной. «Как мы понимаем, компания планирует придерживаться предусмотренных в дивидендной политике целевых уровней выплат, несмотря на сложную рыночную ситуацию, если долговая нагрузка останется на комфортном уровне»,— говорит Артем Фролов. Но он, как и Дмитрий Маринченко, констатирует: в абсолютном выражении дивиденды «Газпрома», скорее всего, сократятся, поскольку чистая прибыль компании снизится.