Вопрос нефтедобычи не обсуждался на саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в Джидде. Об этом сообщил в субботу журналистам по итогам встречи в верхах министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд.

"Мы не обсуждали вопрос добычи нефти на саммите в Джидде", - сказал он, добавив, что "ОПЕК+ располагает существующей системой и действенными механизмами для отслеживания рынков и обеспечения их необходимыми энергоносителями". "И мы все время говорим об этом с Вашингтоном", - подчеркнул он. "Система ОПЕК+ работает исправно, как требуется, - пояснил министр. - Мы находимся в контакте с американцами по поводу энергопоставок, как и общаемся с другими сторонами, и наше партнерство с Соединенными Штатами остается стратегическим".

По словам Фейсала бен Фархана, в вопросах нефтедобычи необходимо придерживаться "сбалансированного подхода", и "королевство действует ответственно". "Если мы сейчас не будем инвестировать в энергию, ее цены вырастут в будущем", - заметил он.

На открытии саммита наследный принц Мухаммед бен Сальман напомнил о планах королевства нарастить в ближайшие несколько лет до 13 млн баррелей в сутки добычу нефти, которая сейчас варьируется в районе 10 млн б/с. Эр-Рияд уже неоднократно объяснял, что сокращение инвестиций в "грязную энергетику" и перенаправление расходов на "зеленую энергетику" способствовало тому, что королевство не может сейчас одномоментно нарастить добычу нефти.

Также не обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества арабов с Израилем. "Саммит вообще не касался военного или технического сотрудничества с Израилем, - сказал он. - Ни этот вопрос, ни возможное создание какого-либо оборонного альянса с Израилем не поднимались ни на саммите в Джидде, ни до него".

По словам министра, "открытие воздушного пространства не имеет ничего общего с установлением дипломатических отношений с Израилем и не является прелюдией к другим шагам". "Всем самолетам мира будет разрешено пересекать воздушное пространство Саудовской Аравии до тех пор, пока соблюдаются законы в этой области", - добавил он, цитирует ТАСС.

О визите Байдена в Саудовскую Аравию

В преддверии визита президента США Джо Байдена в ближневосточный регион региональные и международные наблюдатели были едины в оценках целей поездки, которая направлена "на продвижение интересов США и сдерживание роста цен на нефть и нефтепродукты". В последние недели журналисты регулярно задавались вопросом о том, как Байден в свете прошлых резких заявлений об Эр-Рияде намерен выстраивать диалог с саудовским руководством об увеличении объемов добычи нефти, в котором остро нуждается Вашингтон.

Сам американский лидер в конце июня заявил, что не станет просить саудовское руководство нарастить предложение нефти. Он уточнил, что рассчитывает на увеличение поставок нефти на мировые рынки из всех монархий зоны Персидского залива. В статье в газете The Washington Post от 9 июля Байден, разъясняя цели предстоящей поездки в королевство, отметил, что энергоресурсы Ближнего Востока "жизненно важны для смягчения воздействия на глобальные поставки", которое якобы оказывает специальная военная операция РФ на Украине. "Нам необходимо противостоять российской агрессии, сделать так, чтобы мы находились в наилучшем положении для того, чтобы одержать верх в соперничестве с Китаем <...>", - отметил американский лидер. По его словам, для этого США необходимо взаимодействовать с рядом государств, в том числе с Саудовской Аравией.

Байден стал первым главой Белого дома, который прилетел в Джидду из Тель-Авива, что стало возможным благодаря специальному указу Главного управления гражданской авиации Саудовской Аравии. Накануне приезда в королевство президента США оно открыло воздушное пространство страны для всех авиакомпаний. Управление гражданской авиации не сообщило напрямую, что открывает воздушное пространство для Израиля, лишь обозначив, что это делается в целях "укрепления позиций королевства в качестве глобального узла, соединяющего три континента, и улучшения международного воздушного сообщения".

До последнего момента Саудовская Аравия позволяла израильским авиакомпаниям летать над своей территорией в специальном воздушном коридоре для рейсов в ОАЭ и на Бахрейн, а также обратно. При этом у Израиля не было доступа для полетов в Азию и из Азии, включая Китай и Индию. Кроме того, направлявшиеся из Израиля мусульманские паломники могли въехать в Мекку только транзитом через третью страну.

После того, как с подачи и при активных посреднических усилиях Вашингтона ОАЭ и Бахрейн установили дипломатические отношения с Израилем в 2020 году, администрация Дональда Трампа попыталась привлечь к этому процессу и главного политического игрока в регионе Персидского залива - Саудовскую Аравию. Однако Эр-Рияд однозначно заявил, что готов наладить отношения с Израилем только после заключения палестино-израильского мирного договора.