Доля государства в компании, занимающейся управлением единой магистральной нефтепроводной системой, не должна быть ниже 75% — это предусматривает написанный Минэнерго законопроект «О нефти», с которым ознакомились «Ведомости». Представитель министерства говорит, что документ находится на межведомственном согласовании.

Магистральными нефтепроводами управляет «Транснефть», в уставном капитале которой у «Росимущества» 78,11% акций (100% обыкновенных), а остальные — в свободном обращении. Прошлым летом Минфин предлагал довести долю государства в компании до 51%, однако против выступили Минэнерго и Минэкономразвития. В результате, чиновники стали обсуждать снижение доли в уставном капитале до 75%, но отказались и от этой идеи. Продажа такого пакета не принесет ничего ни рынку, ни компании, а только усложнит управление ею, объяснял тогда высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития.

Менеджмент «Транснефти» выступает против не только уменьшения доли государства до 75% и меньше, но и хотел бы, что структура собственности не менялась вообще, знает источник, близкий к компании. «Во-первых, мы взяли кредиты, которые должны будем досрочно возвращать при изменении структуры собственности. Во-вторых, совет директоров устроен так, что появление нового акционера может усложнить его работу», — объясняет собеседник. Если говорить о приватизации «Траснефти» в долгосрочной перспективе, то государство должно понимать, что частный акционер будет заинтересован в максимизации прибыли, то есть вырастут тарифы за прокачку, которые «Траснефть» старается держать на минимальном уровне, отмечает он. Представитель компании от комментариев отказался. Тема приватизации «Транснефти» в настоящее время не обсуждается, уверяет федеральный чиновник.

Доля государства в компании, занимающейся управлением единой магистральной нефтепроводной системой, не должна быть ниже 75% — это предусматривает написанный Минэнерго законопроект «О нефти», с которым ознакомились «Ведомости». Представитель министерства говорит, что документ находится на межведомственном согласовании. Магистральными нефтепроводами управляет «Транснефть», в уставном капитале которой у «Росимущества» 78,11% акций (100% обыкновенных), а остальные — в свободном обращении.

Если закон примут, то в возможном снижении доли государства в уставном капитале компании до 75% нет смыла, считает Денис Спирин из Prosperity Capital Management: «Приватизируемый пакет не будет интересен инвесторам». Логичнее установить предел в 75% обыкновенных акций, что эквивалентно 59% уставного капитала, говорит Спирин: «В этом случае государство и контроль сохранит, и солидные средства от продажи получит».

По данным на лето 2010 г. Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment вместе владели более 21% привилегированных акций и их представители фондов писали премьеру Путину с предложением продать 25% обыкновенных акций «Транснефти», но поддержки не нашли.

Если у акционера или группы акционеров есть блокпакет, то это затрудняет принятие стратегических решений, например строительства нового нефтепровода, отмечает Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». И без закона было понятно, что государство в ближайшее время не снизит долю в «Транснефти» ниже 75%, так что документ лишь официально зафиксирует это, говорит Нестеров.