Австрийский топливный концерн OMV предлагает один способ консолидации , а венгерский MOL – другой. OMV предлагает слияние, в то время как MOL в конце концов решил ограничиться финансовыми договоренностями. Австрийцы однако могут «перебить» цену, которую предложила букмекерская контора.

По информации из неофициальных источников, до сих пор Nafta Polska – депозитный держатель 17, 58 процентов акций PKN Orlen, предназначенных на продажу, – еще ожидала предложений от конкурентов – MOL и OMV. Оба концерна огласили предложения по приобретению пакета акций, оба также предложили взамен PKN Orlen доли в своих компаниях.

Польско-австрийский холдинг

По сообщениям прессы, в частности таких заслуживающих доверия источников, как «Financial Times» и «Rzeczpospolitа» , австрийский концерн предложил слияние с PKN Orlen. «Если Министерство госимущества поддержит это предложение, то это будет крупнейшая трансакция после 1989 года в этом регионе», – считает «Financial Times». По утверждениям газет, OMV готов заплатить 30 % премии за долю в PKN Orlen. Позавчера акции концерна завершили торги на уровне 16, 2 злотых, что на 0,3 процента выше, чем в пятницу.

«OMV рассчитывает на то, что польские власти привлечет перспектива равноправного партнерства OMV и PKN Orlen, в рамках которой обе фирмы объединят свои усилия в розничной торговле, нефтехимии, эксплуатации месторождений, образуя интегрированный региональный топливный концерн», – предполагает «Financial Times». Имущество обоих концернов должно быть объединено в дочерние компании,а их акции – в одной компании, зарегистрированной в Люксембурге, Голландии или Ирландии (там находилась бы соответственно и штаб-квартира холдинга). OMV утверждает, что австрийское приватизационное агентство OIAG, которому принадлежит 35 процентов OMV, уже согласилось на продажу акций концерна. Однако – как информируют обе газеты – PKN Orlen мог бы купить меньший пакет, чем 17, 58 процентов (скорее всего, около 10 процентов акций OMV). Стоимость слияния, таким образом, со стороны OMV возросла бы на 1 млрд евро.

Венгры: сохраним национальный характер

Предложение MOL финансово близко к предложению австрийцев, но не предполагает полной интеграции. Венгры предполагают профинансировать свое предложение дополнительной эмиссией акций MOL, которые принял бы PKN Orlen. «Принимая во внимание финансовые трудности польских властей, предложение MOL менее привлекательно по сравнению с предложением конкурента OMV», – утверждает «Financial Times».

Венгры предлагают сохранить национальный характер обеих фирм: каждая из них будет существовать отдельно.

Концерны должны быть связаны договоренностями, касающимися, в числе прочего, раздела дивидендов и реализации общей стратегии. PKN Orlen мог бы иметь собственный наблюдательный совет и правление, а MOL – собственные. Некоторые должности в правлении были бы общими. MOL уверяет, что PKN Orlen мог бы купить пакет его акций такого же объема. Венгры хотели бы реализовать совместные с польским концерном планы экспансии в странах Балтийского региона.

Комментарий к сообщениям прессы дала Nafta Polska устами своего пресс-секретаря. Господин Krzysztof Mering сообщил, что предложения являются сейчас предметом анализа.

Выгоднее предложение OMV, но ближе сердцу MOL

Опрошенные аналитики утверждают, что сейчас трудно сказать, которое из предложений имеет большие шансы на получение одобрения со стороны Naftа Polskа.

Большинство экспертов, однако, считает, что фаворитом в гонке, призом в которой явится доля в PKN Orlen, будет OMV. Почему? Его финансовое положение лучше, чем у MOL, как считает аналитик Andrzej Lucjan. Но он указал также на то обстоятельство, что сильным моментом венгров является их территориальная близость с польским концерном, а также то, что в некоторых сегментах рынка Польши эти фирмы уже на сегодняшний день конкурируют между собой (MOL имеет долю в компании Slovnaft, которая реализует свои продукты на юге Польши). В этом смысле OMV оказывается несколько в стороне, однако аналитик все же полагает, что сотрудничество с австрийцами может быть для PKN Orlen более выгодно, чем связи с MOL.

OMV предлагает польской компании одну из разновидностей слияния, в то время как MOL ограничивается предложением финансовых договоренностей. Обычно более реально принятие предложения второго типа. Возможно, стороны будут склонны пойти на компромисс.

OMV, MOL и Nafta Polska находятся сейчас в ситуации цейтнота. Это может привести к тому, что договор будет подписан уже в сентябре.