Руководство Калининградской области лоббирует в правительстве создание в регионе завода двигателей Hyundai и производств автокомпонентов для BMW и Daimler. Но на локализацию выпуска двигателей рассчитывал Петербург, а в планах BMW и Daimler пока локализации компонентов нет. Участники рынка скептически относятся к идеям региона, а главным интересантом называют калининградский «Автотор», собирающий ряд моделей тех же Hyundai и BMW.
“Ъ” ознакомился с письмом, которое губернатор Калининградской области Антон Алиханов направил в конце октября вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой «провести необходимую работу», чтобы «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ, также собирает Kia) разместила в регионе производство двигателей, трансмиссий и автокомпонентов. Также губернатор считает необходимым создать в области производства BMW и Daimler «с повышенной добавленной стоимостью», для чего нужны мощности по выпуску автокомпонентов. Антон Алиханов отказался комментировать письмо. Представитель вице-премьера подтвердил факт обращения, уточнив, что вопрос прорабатывается.
Дмитрий Козак поручил проработку предложения Минпромторгу и Минэкономики. Еще 23 октября после заседания правительственной комиссии по социально-экономическому развитию области премьер Дмитрий Медведев поручил министерствам с участием региона проработать размещение в области производств автокомпонентов.
В письме господина Алиханова отмечено, что в области ежегодно выпускают 170 тыс. автомобилей Kia и Hyundai (на мощностях «Автотора»), а эти компании намерены локализовать в РФ производство двигателей, трансмиссий и автокомпонентов. Речь идет о планах «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» по специнвестконтракту (СПИК) с Петербургом. Компания хочет производить Solaris, Creta, а также Kia Rio.
Также СПИК предполагают локализацию двигателей и коробок передач, расширение базы локальных поставщиков компонентов. Заявка концерна одобрена Минпромторгом, но СПИК еще не подписан.
В «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» не стали комментировать возможность создания мощностей в Калининградской области. По данным источников, предполагается, что завод двигателей построят в Петербурге, Калининградская область рассматривается как запасной вариант. Источник в промышленном блоке Смольного об идее переноса проекта Hyundai из Петербурга не слышал.
В BMW не ответили, а в Daimler отказались от комментариев. У Daimler уже есть СПИК, в рамках которого концерн собирается строить завод Mercedes-Benz в Подмосковье. Заявка BMW на СПИК пока на рассмотрении в Минпромторге, компания собирается строить завод в Калининградской области. Однако собеседники отмечают, что в параметрах контракта BMW локализации компонентов нет.
Источники “Ъ” предполагают, что в предлагаемых Антоном Алихановым вариантах может быть заинтересован «Автотор», собирающий несколько десятков моделей различных брендов. В частности, завод двигателей «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» может «наполнить» СПИК «Автотора» (также на рассмотрении в Минпромторге), который сейчас предполагает только модернизацию.
В «Автоторе» контракт не комментируют, но поддерживают идею создания производств автокомпонентов. В компании добавили, что несколько лет назад обсуждали это с Magna, «но в результате санкционной политики планы не были реализованы». «Мы заинтересованы в том, чтобы в области в непосредственной близости от наших мощностей было организовано производство автокомпонентов, и активно работаем с партнерами по организации ими таких производств»,— сказали в «Автоторе», добавив, что работа ведется и Минпромторгом.
Но источники на рынке считают выпуск автокомпонентов в регионе нецелесообразным из-за сложностей с логистикой и отмечают, что концерны (в том числе Daimler) начали налаживать связи с существующими производителями. Компонентная база в Калининградской области будет ориентирована на заводы региона и Северо-Западного ФО, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Для экспорта компонентов и встраивания их в глобальные цепочки BMW и Daimler, по его словам, необходимо выгодное соотношение цены и качества. Экономику проектов оценивать без конкретики сложно, уточняет эксперт: Hyundai удобнее создавать мощности вблизи основного производства в Петербурге, но компания может пересмотреть планы в зависимости от предлагаемых льгот.