Катар, один из крупнейших в мире производителей СПГ, подписал 15-летний контракт на поставку китайской государственной компании CNOOC 3,5 млн тонн газа в год. Поставки должны стартовать уже в январе 2022 года, говорится в сообщении Qatar Petroleum. Ценовые условия традиционно не приводятся. По словам собеседников “Ъ” на газовом рынке, контракт наверняка имеет нефтяную привязку.

По мнению главы подразделения СПГ ICIS Heren в Азии Романа Казьмина, уровень наклона кривой (то есть степени привязки цены на СПГ к цене нефти) в ценовой формуле может достигать 14,5%, что довольно много по меркам долгосрочных контрактов. В таком случае при текущей цене нефти Brent в $78 за баррель газ для CNOOC мог бы стоить около $11,3 за MBTU, или $405 за тыс. кубометров. Это почти в три раза меньше, чем текущие спотовые цены на СПГ в Азии,— индекс Platts JKM на 28 сентября составлял $32,3 за MBTU. Роман Казьмин полагает, впрочем, что переговоры по контракту начались задолго до нынешнего всплеска цен и прямо сравнивать эти уровни неверно.

Резко выросшие спотовые цены на газ в этом году парализовали контрактацию по новым проектам.

Хотя практически все долгосрочные контракты подписываются с ценовой формулой, и текущие спотовые цены, на первый взгляд, никак не влияют на цены долгосрочных контрактов, все же они оказывают определенный опосредованный эффект. «Какую бы формулу и тип ценовой привязки вы ни приняли, все равно и потребитель, и поставщик имеют в голове определенную фиксированную цифру, к которой нужно прийти. Нынешняя ситуация меняет представление о том, что такое "дешево" и "дорого". Еще недавно казалось, что для газа торговаться на уровне энергетического паритета с нефтью — это дорого. А теперь газ на споте в два раза дороже нефти»,— рассуждает один из собеседников, сетуя на «утрату ориентиров».

Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон говорил 3 сентября, что из-за резкого изменения цен на газ остановилась контрактация объемов из портфеля компании с проекта «Арктик СПГ-2». «Все замерли»,— отмечал он, добавляя, что у компании еще остались незаконтрактованными 75% от газа из ее портфеля. При этом, отмечают собеседники, неясно, как себя вести поставщикам — если смотреть на текущие цены, то выгоднее вообще ничего не продавать с нефтяной привязкой и не контрактовать газ долгосрочно, если есть такая возможность. С другой стороны, в прошлом году спотовые цены опускались ниже, чем контракты с нефтяной привязкой.

Контракт между Qatar Petroleum, компанией с самыми низкими издержками на производство СПГ в мире, и CNOOC, представляющей потенциально крупнейший в мире газовый рынок Китая, естественным образом защищен от большей части неопределенности, отпугивающей других контрагентов.

Очевидно, что Катар лучше, чем любой другой поставщик, защищен от риска низких цен на СПГ, тогда как CNOOC имеет и долгосрочную потребность, и возможности выдержать даже очень высокие цены. Однако другие потребители вынуждены быть более осторожны и ждать, пока ценовая ситуация стабилизируется.