Кировский актив шинного холдинга Amtel-Vredestein — «Амтел-Поволжье» — инициировал собственное банкротство из-за отсутствия оборотных средств. Об этом говорится во вчерашнем сообщении российского подразделения холдинга — ОАО «Амтел-Фредештайн», пишет «Коммерсантъ - Нижний-Новгород».

Кировское общество направило заявление в арбитраж 22 июня 2009 года, «Амтел-Поволжье» просит признать собственную несостоятельность и ввести процедуру наблюдения. Рассмотрение дела назначено на 21 июля 2009 года. По данным на конец первого квартала, кредиторская задолженность предприятия составляла 982,19 млн рублей, из которых 229,28 млн рублей приходилось на просроченную задолженность. Сейчас «Амтел-Фредештайн» оценивает общую долговую нагрузку поволжской площадки более чем в 3 млрд рублей. Работающий с перебоями с октября 2008 года кировский завод, по информации «Амтел-Фредештайн», в рамках банкротства не намерен полностью прекращать производственную деятельность и уже, в частности, приступил к выпуску продукции по госзаказу.

ОАО «Шинный комплекс „Амтел-Поволжье“» зарегистрировано в сентябре 2002 года на базе созданного в 1943 году Кировского шинного завода. Вместе с заводами в Воронеже и голландском Энсхеде, а также с сетью по продаже шин и автокомпонентов AV-TO входит в холдинг Amtel-Vredestein; управляется ОАО «Амтел-Фредештайн». Чистый убыток за первый квартал 2009 года — 102,01 млн рублей (чистая прибыль в первом квартале 2008 года составила 96,31 млн рублей), выручка — 681,04 млн рублей (годом ранее 1,63 млрд рублей), стоимость чистых активов — 843,65 млн рублей.

Кировский завод Amtel инициировал банкротство последним из предприятий холдинга. В апреле аналогичную процедуру запустил голландский офис Amtel-Vredestein, в конце мая внешнее наблюдение было введено на воронежских активах российского подразделения группы, в начале июня с иском о собственном банкротстве в арбитраж обратилось ОАО «Амтел-Фредештайн». Совокупную долговую нагрузку российских заводов в апреле менеджеры «Амтел-Фредештайн» оценивали более чем в 450 млн долларов.

Переговоры о выкупе долга с кредиторами Amtel-Vredestein, крупнейший из которых Сбербанк (задолженность около 100 млн долларов), вел холдинг «СИБУР—Русские шины». Но предложение обменять примерно 80% долга Amtel-Vredestein на облигации «СИБУРа» не устроило кредиторов. Одобрение банков не получили и планы «Амтел-Фредештайн» по продаже воронежских активов холдинга и сохранения производства только на кировской площадке. Еще одним вариантом реструктуризации долга Amtel-Vredestein называлась передача части его активов в СП госкорпорации «Ростехнологии» и итальянского концерна Pirelli, который заинтересован в мощностях на территории России, — эту идею в конце марта первый вице-премьер Игорь Шувалов обсуждал с воронежским губернатором Алексеем Гордеевым и руководством Amtel-Vredestein, но практической реализации она пока не получила.

Комментируя банкротство воронежских заводов холдинга, замгендиректора ОАО «СИБУР—Русские шины» Игорь Караваев отмечал, что предложение «СИБУРа» было «единственным, позволявшим реструктурировать задолженность и обеспечить стабильную работу предприятий Amtel»: «Поскольку нам не удалось договориться со Сбербанком, случилось то, о чем мы предупреждали, — банкротство, которое только усугубит и без того сложное положение». Возможность покупки активов Amtel кем-либо из участников рынка, особенно иностранным инвестором, господин Караваев считает нереалистичной. «Будущий собственник будет нести огромные риски, так как по российскому законодательству сделка подобного рода может быть оспорена одним из кредиторов, даже если она произошла за год до объявления банкротства», — замечал господин Караваев, подчеркнув, что «СИБУР» входит в состав кредиторов Amtel-Vredestein.

В то же время, как полагает начальник отдела рынка долговых инструментов ИБ «КИТ Финанс» Дмитрий Зак, самостоятельно инициированная процедура банкротства обеспечит активам Amtel-Vredestein временную защиту от требований кредиторов. По словам начальника управления анализа долговых рынков ИБ «Открытие» Владимира Малиновского, процедура банкротства ускорит независимую оценку имущества производственных площадок, разногласия вокруг которой мешали кредиторам и собственникам договориться.