В понедельник 12 декабря в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» состоялась конференция Creon «Сера и Серная кислота 2011». Партнером мероприятия стала компания Quest International Trading, поддержку конференции оказал ИАЦ «Кортес». Российский и мировой рынки серы в последнее время находятся на восходящей конъюнктурной волне – сера дорожает. После пиковых докризисных цен сырье подешевело, однако сейчас цены снова плавно двигаются вверх. Всех участников рынка беспокоит устойчивость этого роста и то, насколько велика вероятность глобального перепроизводства серы. Для России, которая является одним из ключевых игроков мирового рынка этого химиката, будущее отрасли имеет особое значение. Новые проекты расширения газодобычи, сокращение содержания серы в моторных топливах и экологические программы металлургических предприятий означают появление новых свободных объемов серы. Найдет ли она покупателей, пока не очевидно. При этом государственной программы развития нетрадиционных направлений использования серы в строительных и дорожных материалах пока нет. Для того, чтобы будущее отрасли было прозрачным и благоприятным, необходимы согласованные усилия многих участников рынка, как в России, так и за рубежом. Об этом в приветствии аудитории сказал генеральный директор Creon Санджар Тургунов.
Консультант компании CRU Group Питер Харрисон представил обзор мирового рынка серы. Мировое производство серы во всех формах в 2011 году составит около 80 млн т; выпуск этого продукта растет не очень быстро, однако показал устойчивость к кризису 2008-2009 годов. Производство собственно серы составляет около 55 млн т. Практически вся сера сейчас производится как побочный продукт нефте- и газопереработки и цветной металлургии, выпуск серы из пирита незначителен (7%) и сохранился в основном в Китае. Мировой спрос на серу во всех формах (83 млн) сейчас незначительно превышает ее производство и удовлетворяется в том числе за счет больших складских запасов. В основном сера и ее производные используются для выпуска минеральных, прежде всего, фосфатных, удобрений (56%), а также в металлургии и горнорудной промышленности (32%). В целом структура спроса стабильна и за последние пять лет практически не изменилась. Мировой баланс спроса и предложения на серу радикально изменился – если в 2008-2009 годах в мире был избыток этого сырья в 2,5 млн т, то сейчас наблюдается некоторый дефицит. На ценах это отражается слабо – после кризиса они медленно растут, в 2011 году они держатся на уровне около 200 долларов за тонну. Это достаточно хороший показатель, пять лет назад и в разгар кризиса сера была в четыре раза дешевле. За последние два года, согласно приведенным докладчиком данным, сера подорожала значительно больше, нежели медь и никель, при получении которых она является побочным продуктом, или диаммонийфосфат, который производится с помощью серной кислоты.
Региональная структура производства и потребления серы достаточно стабильна и в ближайшие пять лет существенно не изменится. Сера производится в основном в нефтегазодобывающих регионах (Северная Америка, Ближний Восток, СНГ), а потребляется в странах с развитой базовой промышленностью и, особенно, выпуском фосфатных удобрений (Восточная и Южная Азия, Северная Африка). Тенденция концентрации производства и потребления серы в соответствующих макрорегионах будет усиливаться. В США и Канаде производство серы вырастет за счет освоения битуминозных песков и реализации соответствующих проектов в нефтепереработке. Выпуск газовой серы в Канаде сокращается. На Ближнем Востоке через пять лет будет производиться на 9 млн т серы больше и этот регион станет основным поставщиком серы в мире за счет нефте- и газоперерабатывающих проектов в Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ. В СНГ CRU ожидает увеличения выпуска серы на 5,5 млн т, из которых 3,2 млн т будут производиться в Туркмении после начала промышленной газоочистки на месторождении Южный Иолотань. В России и Казахстане объемы выпуска серы будут расти по мере роста добычи газа в Астрахани и на месторождении Кашаган. С 3 до 7 млн т вырастет производство серы в Китае, в основном за счет очистки природного газа. Спрос на серу в мире вырастет куда меньше, чем ее производство, что означает резкое увеличение складских запасов желтого химиката. Наиболее «избыточными» регионами мира станут СНГ и Ближний Восток. Ближневосточные производители работают в основном на азиатский рынок, тогда как компании из стран СНГ поставляют серу в Северную Африку. В Африке и на Ближнем Востоке удобренческие проекты создадут рынок дополнительно для 5 млн т серы. В Китае будет потребляться на 7 млн т больше, причем будет расти доля технического использования производных серы. Дефицит спроса приведет к тому, что уже в 2012 году в мире 2 млн произведенной серы не найдут покупателей, а к 2016 году ежегодное пополнение складов превысит цифру 4 млн т. Этот фактор перекроет рост спроса на фосфатные удобрения и сера начнет дешеветь. Для того, чтобы не допустить обвала рынка, по словам докладчика, необходимо эффективное ограничение объема предложения и управление ценами. Если ключевые производители будут отправлять на склад до половины продукции, то цены останутся высокими, предположил г-н Харрисон. Однако если для канадских и российских компаний хранение серы давно является привычным, то на Ближнем Востоке «серохранилищ» нет и, скорее всего, не будет.
Заместитель начальника управления экспорта серы компании «Газпром Экспорт» Павел Зайцев рассказал о перспективах «Газпрома» как мирового игрока этого продукта. Российская газовая монополия располагает двумя предприятиями по выпуску серы: Оренбургский ГПК производит до 1,1 млн. т, которые в большей части направляются на внутренний рынок, а Астраханский ГПК выпускает до 4,8 млн. т серы, которые в основном экспортируются. Комплекс в Астрахани является крупнейшим в мире единичным предприятием-производителем серы на данный момент. Спрос на серу внутри страны достигает 2,1 млн. т, к 2015 году он может увеличиться до 3,6 млн. т. Существенно увеличивать выпуск серы «Газпром» не планирует, однако дополнительные объемы продукта на рынок могут поступить от «Норникеля» (800 тыс.т, если будут решены логистические проблемы) и многих НПЗ, которые переходят на новые экологические стандарты. Увеличение спроса внутри страны, по словам г-на Зайцева, сократит экспорт серы за пределы СНГ. Конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке все в большей степени зависит не от цены самой серы, от эффективной логистики. Как отметил докладчик, это особенно важно, если принимать во внимание нестабильность и слабую предсказуемость мировых цен. Сейчас экспорт в страны Средиземноморья и Латинскую Америку идет в основном через черноморские порты, дополнительно планируется строительство специализированного серного терминала в Тамани мощностью 5 млн. т серы в год. Однако докладчик не сообщил, намерен ли «Газпром» финансировать этот проект. Также осуществляется постепенный переход на выпуск гранулированной, а не комовой серы, с которой удобнее работать при транспортировке. В долгосрочной перспективе последствия глобального перепроизводства серы начнет испытывать и Россия, для решения этой проблемы уже сейчас рассматриваются различные варианты утилизации серы, в том числе переработка в сероасфальт и серобетон, создание долговременных хранилищ серы. Емкость серных складов в Астрахани составляет до 4 млн. т, однако в связи с высоким спросом сейчас они, по словам г-на Зайцева, практически пусты - остались только переходящие технологические остатки.
Начальник лаборатории газовой серы «Газпром ВНИИГАЗ» Николай Мотин подтвердил, что большие складские запасы серы в странах СНГ сейчас остаются только в Казахстане, которые планомерно реализуются в основном в Китай. В России прогнозируется увеличение производства серы за счет глубины переработки нефти и цветной металлургии. Наряду с ростом производства прогнозируется и рост потребление серы в России и странах СНГ с около 4 до более 5 млн. т. Чтобы повысить конкурентоспособность серы, производители выпускают её в гранулированном виде и к 2015 году предполагается полный отказ от комовой серы в пользу гранулированной и жидкой, доля которой может составить около 28%, однако увеличение доли жидкой серы во внутренней торговле сдерживает ряд причин, основной из которых является недостаток подвижного состава для ее перевозки.
В ближайшее время прогнозируется появление новых отраслей потребления серы – производство модификаторов на основе серы для строительной и дорожно-строительной отрасли. В настоящее время ведутся работы по внедрению технологий производства сероасфальтобетона и серобетона в промышленность. Пока используется не более 60-100 тонн в год, в основном для опытных работ.
По убеждению докладчика эти технологии имеют хорошее будущее, однако из-за дефицита финансирования и консерватизма некоторых структур их массовое распространение начнется не ранее 2015 года.
Потенциальную емкость рынка России по этим продуктам к 2030 году г-н Мотин оценил в 1,4 млн. т. т серы в год.
Бурную реакцию аудитории вызвало выступление Алексея Торгашева, начальника отдела закупок фирмы «Новотэк Трейдинг». Он представил «взгляд изнутри» на российский рынок серы и происходящие на нем процессы. По его словам, биржевая торговля серой ведется крайне слабо, ее на продажу выставляют некоторые НПЗ, однако зачастую сделка означает лишь «приглашение к переговорам». В Оренбурге, по словам г-на Торгашева, в отвалах находится около 1 млн. т серы, хранение которой не организовано должным образом. Руководство региона поддержало проект по сокращению запасов серы, однако у компании, которую представлял докладчик, возникли большие проблемы с практической реализацией этих идей, которые не встретили поддержки у менеджмента предприятия. При этом у другого подразделения «Газпрома», свободных объемов серы практически нет. Докладчик призвал представителей Федеральной антимонопольной службы обратить пристальное внимание на российский рынок этого продукта, где сейчас нет независимого индикатора цен. Заместитель начальника управления по маркетингу промышленной продукции «Газпрома» Михаил Парфенов сказал, что на рынке серы нет необходимости в трейдерах, которые бы занимались перепродажей товара, поскольку рынок специфический, производителей и потребителей продукта немного и они и так хорошо знакомы друг с другом. Заместитель генерального директора «Газпром Серы» Евгений Игошин ответил, что компания получала коммерческое предложение от «Новотэк Трейдинга», однако когда поинтересовалась направлением поставок продукта, переговоры прекратились. Координатор по продажам серы казахстанского «ТенгизШевройла» Канат Кенжебаев поддержал «Газпром» и сказал, что рынок серы нуждается в особых условиях работы и трейдеры необходимы только для содействия экспорту продукции. Ведущий специалист НИУИФ Юрий Филатов заметил, что производители минеральных удобрений довольны нынешними объемами поставок, но их не вполне устраивают то, в какой форме они получают сырье. Г-н Торгашев ответил, что, несмотря на избыток серы в России, сейчас компания ввозит в страну серу из запасов одного из украинских НПЗ и спрос на нее велик среди компаний, которые получают продукт от предприятий «Газпрома».
Ведущий специалист компании «Морстройтехнология» Ольга Гопкало рассказала о современном состоянии и перспективах морских перевозок серы. По ее словам, актуальность проблем экспорта серы растет с начала 2000-х годов, когда наращивать объемы экспортных поставок начал Казахстан. Хотя часть казахстанской серы по железной дороге поставляется в Китай, основной объем направляется на экспорт транзитом через территорию России в российские и зарубежные порты. В 2010 г. объем транзита составлял 2,8 млн. т ежегодно. Большую проблему представляет складирование и перевалка серы, поскольку требования к санитарной зоне вокруг терминалов довольно строги: 500 м до жилой зоны для открытой перевалки комовой и гранулированной серы и 1000 м для комплексов перевалки жидкой серы. Выполнить эти нормативы непросто и из-за этого, в частности, был отменен проект сооружения серного терминала в новороссийском порту.
Через Усть-Лугу переваливается более 1 млн. т серы, однако этот порт удален как от основных точек производства серы (большое железнодорожное расстояние, и, следовательно, тариф), так и от основных рынков сбыта (морские расстояния из этого порта больше, чем из портов южного бассейна).
Порт в украинском Ильичевске после реконструкции сможет принимать до 3 млн. т серы ежегодно, сейчас через него экспортируется 1,8 млн. т продукта. В Николаеве и Мариуполе развитие перевозок затруднено, поскольку первый порт загружен удобрениями, а во втором существуют ограничения экологического характера.
Через речные порты Бузан и Усть-Донецкий переваливается 1,9 и 1,2 млн. т серы соответственно и затем в перегружается на более крупные суда на Керченском рейде (порты Кавказ, Керчь). Даже если решение о строительстве специализированного серного терминала в новом строящемся порту Тамань будет принято незамедлительно и проектирование терминала начнется в срок, терминал сможет начать работу не ранее 2020 года. Вместе с тем, по многим характеристикам этот порт наиболее привлекателен для размещения там серного терминала: прежде всего, он наиболее удобно расположен по отношению к основным производствам серы, что снижает затраты на железнодорожную доставку; порт будет иметь возможность принимать речные суда; порт будет являться портом-убежищем, что позволит снизить простои по метеопричинам.
Участники конференции обратили также особое внимание на проблемы железнодорожных перевозок серы. Официальные тарифы, согласно консенсусу участников, при расчетах следует увеличивать минимум на 30-50%.
Старший аналитик «Кортес» Александр Шкурин рассказал о российском рынке серной кислоты, основного продукта, в который перерабатывается сера. По итогам 2011 года в России будет произведено примерно 10,6 млн т серной кислоты, что на 6,5% больше, чем годом ранее. При этом на производителей минеральных удобрений («ФосАгро», «Уралхим» и «Еврохим») приходится около 60% выпуска продукта, остальное производят металлургические компании, в первую очередь, заводы УГМК. Мощности по выпуску серной кислоты растут – завершена реконструкция комбината в Белореченске, до 1 млн т планирует увеличить мощности «Фосфорит». Импорт серной кислоты в Россию минимален, практически единственным импортером из Финляндии является Сыктывкарский ЛПК. Пограничные предприятия вывозят серную кислоту в Монголию и Казахстан, в 2011 году экспорт вырос вдвое. Структура потребления серной кислоты в России соответствует мировой – до 70% химиката используется заводами минеральных удобрений, которые в основном удовлетворяют потребности за счет собственного производства. Согласно приведенным данным, 72% произведенной серной кислоты в России идет на внутризаводские нужды. Свободный рынок серной кислоты невелик, его формируют металлургические заводы и НПЗ Центральной России. Цена на серную кислоту в России растет вслед за ростом цен на фосфорные удобрения, за два года кислота подорожала с 2000 до 4000 рублей за тонну.
О проблемах производства серной кислоты в России рассказал заместитель заведующего лабораторией НИУИФ Юрий Филатов. Как он отметил в выступлении, государственный стандарт качества серной кислоты был разработан в 1977 году. Мировое производство серной кислоты за последние 50 лет выросло в четыре раза и, как ожидается, достигнет 225 млн т в этом году. При этом если полвека назад в СССР серная кислота производилась в основном как целевой продукт (обжигом пирита и др.), то сейчас почти всегда выпускается из побочного сырья. Россия по выпуску серной кислоты занимает четвертое место в мире после Китая, США и Марокко. Мощности по выпуску химиката из отходящих серосодержащих газов в России будут расширяться, в частности новую установку на 650 тыс. т планируется запустить в г. Карабаш. Подробно г-н Филатов остановился на реализованных совместно с НИУИФ проектах по реконструкции действующих производств серной кислоты в Балаково и Череповце. На первом предприятии мощность выросла с 0,85 до 1,97 млн т, а на втором с 1,75 до 2,8 млн т. Начальник управления Кольской ГМК Павел Егоров обратил внимание аудитории на риски значительного удорожания инвестиционных проектов, связанных с выпуском серной кислоты. Кроме того, зачастую проектными организациями предопределяется использование более дорогих импортных катализаторов и импортного оборудования, ремонт которого крайне затратен. Для снижения затрат, по его словам, используются отечественные катализаторы, а запчасти для импортного оборудования изготавливаются на заказ в России.
Технологическим новациям в индустрии был посвящен целый ряд докладов конференции. Управляющий директор Hugo Petersen Аксель Шульце рассказал о методах удаления ртути из сернистых газов металлургической индустрии. Предлагаемые компанией технологии позволяют снизить содержание ртути в газах до 0,5 ppm и меньше. Руководитель департамента технологических трубопроводов фирмы «Аделант» Павел Анисимов представил трубы из хлорированного ПВХ для агрессивных сред. Предприятие мощностью 4 тыс. по технологии Lubrizol было запущено в 2008 году в Тюмени, выпускает трубы из материала, стойкого к горению и окислению и значительно более легкого и дешевого, чем традиционно используемая для этих целей нержавеющая сталь. Директор представительства Sandvik Process System Александр Тарахтунов представил установки грануляции серы. Грануляция ротоформованием пользуется все большей популярностью, так как позволяет удобнее фасовать и перевозить серу. Стоимость установки мощностью 40 тыс. т в год докладчик оценил в 400-500 тыс. евро. Генеральный директор «Самарского завода катализаторов» Игорь Усков рассказал о десятилетнем опыте производства отечественных катализаторов для сернокислотного производства. Несмотря на то, что производство находится в России, сырье для него (катализаторная основа и пятиокись ванадия) закупаются за рубежом.
Глава компании Creon Фарес Кильзие считает, что мировой рынок серы сейчас находится в состоянии неустойчивого равновесия. За счет управления складскими запасами ряд крупных производителей поддерживает цены на продукт на достаточно высоком уровне, однако далеко не все поставщики серы в мире хотят следовать этой стратегии. Рост цен создает стимул для того, чтобы распродавать серу со складов, а это грозит обрушить рынок, тем более, что потребителей нынешняя ценовая ситуация тоже мало устраивает. Кроме того, транспортные расходы после кризиса снизились, однако сейчас логистика серы снова становится проблемой. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, нужны совместные усилия всех ключевых игроков отрасли.