Весь прошлый год нефтяники во главе с «Роснефтью» лоббировали введение нулевой пошлины для нефти Восточной Сибири. А когда чиновники согласились, такой же льготы, но уже для Каспия попросил «Лукойл».

Освободите Каспий!

В апреле «Лукойл» запустил первый проект в российском секторе Каспийского моря — месторождение им. Юрия Корчагина. Тогда премьер Владимир Путин напомнил компании, что для Каспия уже установлена нулевая ставка НДПИ, но над снижением пошлины все же обещал «подумать».

И, похоже, «Лукойлу» повезло. Премьер поручил скорректировать методику определения ставки пошлины для каспийских месторождений с учетом дополнительных затрат на их разработку из-за «географических и горно-геологических особенностей», рассказали «Ведомостям» чиновники двух ведомств, получивших поручение. Представитель Минэкономразвития (назначено основным исполнителем) подтвердил, что задание получено и сейчас «в разработке». Представители Минфина и Минэнерго на запросы «Ведомостей» не ответили.

«Корректировка» методики означает обнуление пошлины или скидку к стандартной ставке, отмечает чиновник одного из ведомств, участвующих в дискуссии. «Лукойл», по его словам, просит именно о нулевой ставке для двух месторождений на Каспии — им. Корчагина и Филановского (еще не запущено). Компания уже направила запрос об этом во все заинтересованные ведомства, но решения нет, говорит он.

Представитель «Лукойла» подтвердил, что компания обсуждает с чиновниками обнуление пошлины для этих месторождений до выхода на проектный уровень добычи (на Корчагина он запланирован на 2013 г., на Филановского — на 2018 г.). К этому моменту общая добыча на них может составить 36-37 млн т. и при цене Urals $70 за баррель обнуление ставки позволит «Лукойлу» сэкономить около $9 млрд, подсчитал аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Но «Лукойл» настаивает, что растягивать льготу на столько лет и не придется. Обнуление пошлины лишь «временная» мера — до перехода на новую модель налогообложения, при которой и пошлина, и НДПИ будут заменены налогом на дополнительный доход (НДД), говорит представитель компании.

В любом случае решение по Каспию будет зависеть от судьбы льгот по пошлинам для восточносибирской нефти, считает аналитик «ВТБ капитала» Лев Сныков.

Льготы под вопросом

Экспортную пошлину для 22 месторождений Восточной Сибири отменили в этом году, но Минфин настаивает, что нефтяники должны платить хотя бы часть. Рассматривается несколько вариантов; последний — повышение цены отсечения до $50 за баррель. Но и эти льготы по замыслу министерства будут действовать недолго. Первой без преференций может остаться государственная «Роснефть»: Ванкорское месторождение Минфин предлагает лишить льгот уже с 2011 г., заявил замминистра финансов Сергей Шаталов. «Очень вероятно, что уже в этом году Ванкор достигнет приемлемого уровня доходности, поэтому поддержка уже не будет необходима», — объяснил чиновник (цитата по Bloomberg). Верхнечонский проект (контроль у ТНК-ВР) планируется исключить из списка льготных к началу 2012 г., а Талакан «Сургутнефтегаза» — к 2013 г., добавил Шаталов.

Поэтапное сокращение числа льготных месторождений обсуждается лишь на уровне идеи, никаких решений не принято, говорит на это чиновник министерства, участвующего в обсуждении проблемы. Получить комментарии Минэнерго не удалось.

Если не будет льгот, темпы бурения замедлятся, а инвестиции сократятся, предупреждает представитель ТНК-ВР. Его коллеги из «Роснефти» и «Сургута» от комментариев отказались. Если льготы отменят, «отбить» вложения будет сложно, а новые инвестиции могут быть заморожены, добавляет сотрудник одной из компаний. Президент «Роснефти» был еще жестче. «Если у нас не будет нулевой пошлины, мы немедленно прекратим финансирование [Ванкора], заморозим все дальнейшее развитие, и там будет 13 млн т. вместо 25 млн т.», — говорил он в феврале.

Потеря льгот по Ванкору обойдется «Роснефти» примерно в $4 млрд в год, считает аналитик Unicredit Securities Павел Сорокин. Расходы «Сургутнефтегаза» и ТНК вырастут на $700-800 млн в год, добавляет аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Но льготы вводились при цене $40-45, напоминает он, теперь же нефть дороже $70, а при такой цене рентабельность восточно- и западносибирских проектов сопоставима и без льгот.