Конкуренция на мировом рынке метанола возрастает. Помимо ближневосточных производителей наращивает обороты Китай. США в результате сланцевой революции могут превратиться в крупнейшего экспортера. Будет ли Россия продавать метанол заграницу по демпинговым ценам или сделает упор на увеличение внутреннего спроса и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью?

 Компания CREON Energy провела восьмую международную конференцию «Метанол». Мероприятие прошло 24 июня 2013 г. в Москве при поддержке международной консалтинговой компании JJ&A и информационного центра «Кортес».

 Отступить от традиционных канонов ежегодной встречи и посмотреть на метанол не только с точки зрения монетизации газа, но и как на перспективный энергетический ресурс, предложил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов.

 С обзорным докладом по глобальному рынку метанола и его производных выступил Вольфганг Зойзер, вице-президент JJ&A по метанолу и альтернативной энергетике Европы, Ближнего Востока и Африки. Мировой спрос на метанол превысил 60 млн т в год (увеличившись более чем на 20 млн т с 2007 года) и продолжает расти: согласно прогнозам, к 2017 году в мире будет потребляться около 80 млн т метанола ежегодно. Потребление растет по большей части за счет азиатского региона, локомотивом, как производства, так и потребления, является Китай. Приблизительно третья часть метилового спирта используется в качестве сырья для производства формальдегидов, возрастает доля топливных производных метанола (ДМТ и др.), МТБЭ, а также переработки в олефины. Следует отметить, что производственные мощности прирастают опережающими спрос темпами, на сегодняшний день их совокупный объем составляет около 100 млн т. Очень крупные инвестиции в производство делает Китай, используя при создании заводов технологии, позволяющие выпускать не только метанол, но и другие продукты. Поэтому процент загрузки на сегодняшний день составляет порядка 50% паспортной мощности установок. При этом китайский рынок, также как и рынки Европы и США, считается импортозависимым. Производство метилового спирта из природного газа в Китае запрещено (в качестве сырья используется уголь), и Поднебесная вынуждена закупать порядка 6 млн т метанола в год. В США наблюдается другая картина - развитие добычи и переработки сланцевого газа снижает стоимость природного газа, дает возможность инвестировать в производство метанола и в будущем превратиться из импортера в экспортера.

 На рынке Европы наблюдается некоторое «затишье» на фоне замедления темпов роста экономики и падающего ВВП. Производство и потребление метанола колеблется на стабильном уровне в 10 млн т в год. Россия – единственная в данном регионе страна, которая понемногу инвестирует в создание новых мощностей.

 Относительно ценовой составляющей рынка спикер сообщил, что корреляция стоимости метанола с ценами на нефть по-прежнему сохраняется. Однако из-за санкций в отношении Ирана баланс спроса и предложения был нарушен, наблюдался некоторый дефицит продукта, и европейские цены на метанол подросли. Такая ситуация дала возможность китайским производителям наполнить европейские рынки инженерными пластиками на основе собственного дешевого метанола, а также импортировать метиловый спирт по более низкой по сравнению с рынками США и Европы стоимости. Сейчас мировые цены на метанол находятся в пределах 400-480 долл. за т.

 По словам г-на Зойзера, значимость метанола для международного рынка возрастает. Если раньше метиловый спирт использовался только как химическое сырье, то теперь он признан энергетическим ресурсом – это ключевое изменение во взглядах на данный продукт. На сегодняшний день среди основных игроков метанольного рынка - компаний Helm, LG, Sabic, Mitsubishi, Mitsui, уже есть понимание, что будущее метанола за производством олефинов и использованием в качестве энергоносителя.

 В частности, эксперт отметил перспективность потребления метилового спирта, как экологически чистого, удобного для транспортировки и экономически выгодного бункеровочного топлива - необходимой альтернативы мазутам и СПГ. В качестве примера он привел одну из шведских судоходных компаний. Согласно прогнозам спикера, замена топлива на метанол в случае единичного крупного перевозчика позволяет к 2017-2018 выйти на использование 1 млн т метанола в год. Также г-н Зойзер уверен в эффективности автотранспорта, работающего на метаноле. Однако, по его словам, для масштабного внедрения метанола в сферу автомобильных перевозок необходимы серьезные политические решения.

 Помимо этого, докладчик рассказал об альтернативных способах получения и применения метилового спирта в комбинации с возобновляемыми источниками энергии, «зелеными технологиями» и топливным газом, аккумулировании избытков электроэнергии с помощью метанола и его использовании для выработки электричества.

 Подводя итог своего выступления, г-н Зойзер отметил, что западноевропейский рынок метанола будет развиваться очень медленно (около 1% в год). Спрос будет повышаться по мере переключения производителей топлива с ЭТБЭ на МТБЭ. Рынок Поднебесной будет интенсивно расти, выпуская из метанола олефины и, в меньшей степени, топливо. Китайская нефтехимическая промышленность активно развивается на фоне растущего ВВП. Однако осуществление грандиозных планов по развитию применения метанола несколько осложняется проблемой местной логистики. Китай также заинтересован инвестировать в разработку американского сланцевого газа и его последующую переработку в метанол с целью дальнейшей транспортировки метилового спирта на свои предприятия. Российским производителям эксперт порекомендовал обратить внимание на собственный внутренний рынок, а не концентрироваться на экспортном направлении. Ожидаемая волна сланцевого газа может привести к понижению европейских цен на природный газ и негативно повлиять на экспорт российских энергоносителей. Производство и потребление метанола – одна из прекрасных возможностей монетизировать огромные природные запасы энергоресурсов. При этом потребуется уделить серьезное внимание вопросам транспортировки. Г-н Зойзер также добавил, что и выгодная продажа метилового спирта в Китай возможна, все будет зависеть от стоимости и доступности логистики.

 Обзор отечественного рынка метанола представила Надежда Селиванова, ведущий специалист отдела нефтехимии и химии ИАЦ «Кортес». По ее словам, в настоящее время внутреннее потребление метилового спирта в России превышает экспорт (58% к 42% соответственно). Из переработанного внутри страны метанола 21% составляет собственное потребление и 37% - рыночные продажи. Тем не менее, рынок остается в значительной степени экспортоориентированным и основным двигателем роста производства можно назвать именно продажу метанола за рубеж. За прошедший год российские производственные мощности увеличились на 90 тыс. т (на 2,4% относительно 2011 года) и составили 3,86 млн т, их суммарная загрузка была равна 86%.  Более 77% от общего объема прироста выпуска метилового спирта было отправлено за границу. Основным зарубежным рынком сбыта для российского метанола остаются станы Западной Европы. 1,4 млн т метанола в прошлом году было отгружено в Финляндию, Польшу, Румынию, Эстонию, Словакию и Турцию. Крупнейшие российские производители «Метафракс» и «Сибметахим» поставляют свои объемы только в Финляндию, на которую приходится 52% экспорта. «Томет», «Щекиноазот» и «НАК «Азот» имеют более широкую географию поставок.

 Двумя основными секторами применения метанола в России традиционно являются выпуск формальдегида и его производных - 47% в 2012 году, и  высокооктановых добавок  - 27%. На нефтегазовую отрасль приходится 14% производства. Во второй половине 2012 года введено в строй новое производство ТАМЭ на «Санорс», в связи с чем уже в текущем году ожидается ощутимый рост потребления в секторе топливных присадок. 

 Внутрироссийские цены на метанол находятся на одном уровне со спотовыми западноевропейскими ценами. На экспорт российский продукт поставляется по более низкой стоимости, что позволяет ему конкурировать с мировыми производителями.

 До 2020 года в РФ запланировано строительство новых метанольных заводов и расширение действующих мощностей. Большая часть проектов сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке, один завод в Северо-Западном ФО. При условии ввода хотя бы части проектов выпуск метанола может превысить 10 млн т, что приведет к значительному увеличению экспортной составляющей рынка (до 70% при 100% загрузке мощностей). Наиболее вероятным экспортным направлением г-жа Селиванова назвала страны Азии, в частности, Китай.

 Начальник отдела продаж «Сибметахим» Наталья Вахитова отметила проблему логистики в заданном направлении. Отгружать метанол через Восточный порт невозможно из-за высоких затрат на транспортировку по железной дороге и отсутствия возможности перевалки продукта через этот порт. И хотя Восточный был задуман для отправки метанола, в настоящее время предназначенные для метилового спирта емкости используются для перевалки нефтепродуктов. Представитель «Сибметахима» подчеркнула, что компанией было предпринято несколько попыток экспортировать метанол в Азию, однако ни одна из них не оказалась коммерчески успешной.

 Генеральный директор «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки высказала мнение, что экспорт в Китай не является перспективным для России. Во-первых, у китайских производителей существует план развития собственных производственных мощностей. Кроме того, по мере переработки сланцевого газа рынок сбыта будут искать США, и, чтобы выжить в конкурентной борьбе, РФ придется серьезно демпинговать. Оптимальным выходом для России эксперт считает развитие внутреннего рынка и стимулирование потребления внутри страны.

 Главный специалист управления реализации ПБХ «Еврохим» Евгения Сабинина сообщила, что компания не рассматривает Азию в качестве экспортного направления. Сбытовая политика остается стабильной: 50% продукции идет по отработанным маршрутам за рубеж, 50% закрывает потребности внутреннего рынка.

 Кроме того, в рамках круглого стола участники мероприятия поделились планами и достижениями своих компаний, высказали свое мнение по поводу различных аспектов метанольного рынка. Так, Эмиль Мамедов, руководитель департамента инвестиций AzMeCo, сообщил, что анонсированный на конец 2012 года запуск метанольного завода в Азербайджане сместился на лето текущего года. При этом открытие производства будет совмещено с запуском собственного порта Поти на Черном море. Сначала весь произведенный объем метилового спирта будет поступать на экспорт по уже заключенному долгосрочному контракту. Однако по истечении 4-5 лет AzMeCo рассматривает возможность конвертации некоторых объемов метанола в формальдегид, уксусную кислоту и олефины по технологии МТО.

Маттиас Штайн, директор по глобальному рынку химической промышленности Lurgi, одной из лидирующих компаний по методам МТО, рассказал, что в настоящее время в Китае функционируют три завода по лицензированным технологиям Lurgi, и обсуждается продажа четвертой лицензии. При этом эксперт отметил, что его компания специализируется на выпуске пропилена, тогда как китайские производители больше заинтересованы в методах, совмещающих получение этилена и пропилена.

 На вопрос участников о создании «Газпромомом» в районе Белогорска мощностей по выпуску метанола инженер-технолог «Газпром переработка» Виталий Янин ответил, что в проекте нового газохимического комплекса производство метилового спирта не предусмотрено. Он также добавил, что в настоящее время на Сургутском ЗСК существуют три площадки по метанолу: сырьевая, регенерации (21 тыс. т в год) и хранения, их расширение не планируется. Заместитель главного инженера по управлению Восточными проектами «ВНИПИгаздобыча» Сергей Милованов подтвердил, что решения по белогорскому проекту не предусматривают метановую химию. Единственный возможный вариант по выпуску метанола – создание малотоннажных производств непосредственно на промыслах, в частности на Чаяндинском, в перспективе на Ковыктинском месторождениях установленной мощностью около 15 тыс. т в год.

 Менеджер по продуктам швейцарской «Колмар Груп» Елена Егорова рассказала, что с метанолом компания пока не работает, но присматривается к данному продукту. Она выразила заинтересованность в заключении контрактов на экспорт российского метилового спирта.

Юрий Жигадло, заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению группы компаний «Титан» («Омский каучук», входящий в состав Группы, является крупным производителей МТБЭ в России), выразил обеспокоенность постоянным повышением цен на метанол, в свою очередь подчеркнув, что понимает корреляцию стоимости этого продукта с ценой природного газа. Он отметил снижение стоимости топливных добавок, а также уменьшение потребления МТБЭ в течение последних месяцев отечественными нефтеперерабатывающими комбинатами по причине сокращения спроса на высокооктановые бензины. «Рынок МТБЭ в настоящий момент не маржинален», - добавил эксперт.

 Далее вниманию участников конференции была представлена серия докладов, посвященных применению метанола. О потреблении СН3ОН в деревообрабатывающей промышленности рассказал заместитель генерального директора НИИ «ВНИИДРЕВ» Виталий Стрелков. В 2012 году общее потребление формальдегидсодержащих смол предприятиями лесопромышленного комплекса составило примерно 1,5 млн т, при производстве которых было задействовано около 450 тыс. т метилового спирта. По мнению эксперта, спрос на метанол в ближайшее время возрастет в соответствии с ожидаемым ростом потребления смол. Производители ДСП, ДВП, МДФ, ОСБ и фанеры, а также бумажно-смоляных пленок и пластиков для отделки поверхности, являются основными потребителями формальдегидных смол. За последние 10 лет объемы выпуска древесных плит удвоились, и отрасль продолжает развиваться. Проекты в данной области остаются инвестиционно-привлекательными в свете ненаполненности внутреннего рынка и наличия большого количества экономически доступной низкосортной древесины. Суммарный импорт плит в 2012 году составил 1,3 млн м3. На отечественном рынке имеется неудовлетворенная потребность по древесным плитам, в том числе по ДСП на 2,5 млн м3, по МДФ на 500 тыс. м3, по ОСБ до 1,2 млн м3. Согласно прогнозам эксперта, запланированное наращивание производства позволит увеличить потребление формальдегидных смол с нынешних 1,5 млн т до 2,3 млн т к 2020 году, и соответственно, переработку метанола до 700 тыс. т.

 Насколько перспективен метанол в качестве топлива для электрохимических преобразователей энергии оценил заместитель директора ЦФХТ по научной работе НИЦ «Курчатовский институт» Владимир Фатеев. Метанол полностью окисляется на катализаторах, то есть показывает 100%-ную эффективность, имеет высокую энергоемкость и доступен в массовых количествах. Однако, несмотря на хорошие топливные характеристики,  существует ряд проблем, сдерживающих развитие топливных элементов на его основе. Высокая токсичность метилового спирта, способная привести к летальному исходу при его утечке, а также низкая температура кипения и высокая проницаемость перфторированных мембран по метанолу не дают пока возможности говорить о широком промышленном применении топливных элементов на основе СН3ОН. В качестве альтернативы метанолу рассматриваются различные углеводороды и их производные, борогидрид натрия и водород.

 Заместитель директора по развитию «Химтехнология» Леонид Родин рассказал о совмещенном производстве ацетилена и метанола. Среди важных преимуществ технологии докладчик отметил полное использование энергетического потенциала природного газа, экономию капитальных вложений за счет исключения конверсии природного газа для производства метанола при строительстве новых производств и снижение потребления газового сырья или возможность наращивания мощности существующих установок. Совместное производство ацетилен-метанол является сырьевой базой для уксусной кислоты, винилхлорида, 1,4-бутандиола и продуктов его переработки. Технология уже получила признание в Китае. Отечественные предприятия разработкой интересуются, в частности новгородский «Акрон» и омский «Титан», проекты находятся на стадии технико-экономических обоснований.

 С докладом на тему использования метанола в моторном топливе выступил заместитель генерального директора «ВНИИ НП» Александр Данилов. В качестве топлива может использоваться 100%-ный метиловый спирт и метанол с 15%-ной добавкой бензина для улучшения пусковых свойств. В США также разрешен к применению оксинол – смесь в равных долях метилового и третбутилового спиртов с добавкой не более 10% бензина. Однако, по мнению докладчика, ряд химических свойств метанола, таких как токсичность, коррозионная агрессивность, низкая теплотворная способность, а также необходимость создания новых конструкций двигателя и инфраструктуры заправок, сводит на нет перспективы метанольного моторного топлива в РФ.

 Наиболее востребованы на рынке синтезированные из метанола высокооктановые бензиновые добавки. Российские мощности по производству МТБЭ составляют порядка 1 млн т в год, по ММА - до 100 тыс. т. По словам эксперта, данного количества достаточно, чтобы обеспечить выработку всего количества автомобильных бензинов с октановым числом 95. Для производства обозначенного объема присадок требуется 400 тыс. т и 30 тыс. т метанола соответственно.

 Кроме того, г-н Данилов отметил, что получение жидкого синтетического топлива из метанола может стать интересным направлением, все будет зависеть от благоприятной ценовой конъюнктуры.

Создание припортовых мощностей по метанолу в РФ всегда было нашей главной рекомендацией. Сегодня растущие потребности западной части Китайской Народной Республики по производству топлив M-15 и М-25 могут легко удовлетворяться новыми крупными мощностями в Приморском крае, а Находка стала бы «находкой» для производства и экспорта метанола и его производных в больших объемах,  резюмировал глава группы CREON Фарес Кильзие.