По данным “Ъ”, Минприроды направило в Минпромторг проект доклада президенту об исполнении его поручений — о расширении перечня товаров и упаковки, подлежащих утилизации, и повышении ее нормативов. В ведомстве предлагают сохранить нормативы на 2018 год для большинства товаров на уровне 2017 года, а сам перечень расширить с 36 до 49 товарных групп. Ведомство не включило в документ предложения Минпромторга обязать производителей с 2018 года полностью утилизировать ряд товаров и их упаковку, включая бытовые неэлектрические приборы, осветительное оборудование, с 2019 года — бумагу, картон и изделия из них, шины и изделия из пластмассы, а с 2020-го — компьютеры и бытовую технику, аккумуляторы, холодильное и вентиляционное оборудование.
В Минпромторге заявили, что будут настаивать на доработке доклада. «У участников рынка было два года на создание системы сбора»,— отмечают там, добавляя, что «мощности переработчиков автошин, аккумуляторов, масел, технологических жидкостей, бумаги, металла, стекла в РФ загружены на 50–60%», а в странах, внедривших систему расширенной ответственности, в отрасль переработки инвестируют производители. «Норматив утилизации в РФ пересматривается раз в три года и при мощных лоббистских возможностях может замереть на неопределенный срок или даже повернуться вспять»,— опасаются чиновники.
Опрошенные представители бизнеса поддерживают Минприроды: изменения должны быть заблаговременными — они влияют на бюджеты компаний. Расширение групп товаров и упаковки для утилизации обусловлено добавлением к ним упаковки, которая «ранее отсутствовала в регулировании, как часть товара, и не могла быть идентифицирована»,— поясняет Любовь Меланевская из РусПЭК. «Результатом недоработки подзаконных актов уже стал срыв декларационной кампании расширенной ответственности производителей за 2016 год и недополучение государством экосбора (1,5 млрд руб. вместо 6,5 млрд руб.)»,— добавляет она. Отметим, в проекте бюджета на 2018–2020 годы поступления экосбора ожидаются на уровне 2,3 млрд руб., в 2017 году — 1,3 млрд руб.
90% операторов по обращению с отходами все еще не готовы к раздельному сбору отходов, в частности, из-за «рисков строительства мусоросжигательных заводов, которые перехватят потоки вторсырья», считает госпожа Меланевская. Часть же мощностей по утилизации, о которой говорят в Минпромторге, на деле переработкой не занимается или не работает. «Иногда это предприятия, где люди занимаются перепродажей цветных металлов,— говорит Антон Гуськов из РаТЭК.— Чаще же мощности недозагружены из-за того, что у компании нет лицензии». Мощностей по переработке холодильников и кондиционеров, по его словам, в РФ вообще нет.
Высокие нормативы утилизации «не способствовали увеличению сбора изношенных шин», говорит Надежда Чурмеева из Ассоциации производителей шин. По некоторым товарам, предлагаемым к полной утилизации (в частности, гофрированной упаковке), производителям и импортерам «предлагают включить в цену товара расходы на уплату экосбора на то, что уже перерабатывается», добавляет госпожа Меланевская.
«В отсутствие прозрачного регулирования компании не готовы инвестировать в систему утилизации,— говорит Антон Гуськов.— Производители будут вынуждены отказаться от исполнения расширенной ответственности в пользу, фактически, оборотного налога. Решением вопроса утилизации заниматься никто не будет, мусорные полигоны будут расти, а переработка потеряет всех клиентов». Участники рынка видят и риск массовой торговли актами утилизации. «Кейсы продажи “пустых” актов уже были в мировой практике. Это приводило к коллапсу системы обращения с отходами»,— добавляет Любовь Меланевская.