По словам аналитиков, не исключено, что фирме MOL придется подождать с намерениями продать убыточное газовое подразделение до тех пор, пока она не найдет новый объект для приобретения. Это произойдет, если кабинет министров Польши остановит приватизацию PKN Orlen, крупнейшей в регионе нефтеперерабатывающей группы.
Вероятность того, что поляки передумают, объясняется сменой правительства в Варшаве. Новая коалиция левых не горит желанием наблюдать, как венгерская группа отхватит солидный кусок PKN. «Польское правительство, вероятно, приостановит процесс приватизации, - сказал Jozsef Miro, сотрудник компании Cashline в Будапеште. - Я думаю, понятно, что MOL откажется от продажи газового подразделения, если этот план приобретения провалится».
Глава управления PKN заявил, что министерство финансов Польши может принять решение, продавать ли составляющую 17,6 процента долю компании PKN фирме MOL, которая была объявлена прошлой осенью партнером для эксклюзивных переговоров. Еще один возможный вариант действий для поляков - начать переговоры с занявшей на торгах второе место австрийской компанией OMV.
По мнению аналитиков, Польша может вместо этого попытаться организовать слияние PKN с менее крупной компанией Rafineria Gdanska, чтобы создать в результате более сильного игрока на региональном рынке. Фирмы MOL, OMV и PKN добиваются лидирующего положения в Центральной Европе, чтобы помешать потенциальному переходу контроля и управления к Западу.
«По нашему мнению, наиболее вероятный сценарий сводится к тому, что приватизация будет остановлена и переведена на совершенно новую основу», - заявил Tamas Pletser, сотрудник Erste Bank Investment. В начале текущего месяца министр финансов Польши Wieslaw Kaczmarek сообщил, что решение по поводу PKN будет принято не раньше апреля, а также добавил, что оно будет зависеть от продажи 75-процентной доли завода Rafineria Gdanska. Варшава ведет переговоры по этому вопросу с частной британской фирме Rotch, сделка оценивается приблизительно за 1 миллиард долларов по стоимости обыкновенной акции и подлинной ценности акции. Доля в 17,6 процента PKN оценивается приблизительно в 500 миллионов долларов.
СМЕНА ФОКУСА
Если компании MOL не удастся приобрести долю PKN, ей придется искать новые возможности расширения или возвращаться к одному из мелких проектов - покупать долю в INA, небольшой компании в соседней Хорватии. «Я вижу два направления, которые может избрать MOL: фирма INA, которую рано или поздно приватизируют, или сербский рынок», - утверждает г-н Pletser.
В ноябре прошлого года Загреб объявил, что начнет в этом году приватизацию INA, которую предыдущее национально-освободительное правительство запретило. Группа MOL сообщила, что она по-прежнему заинтересована в приобретении доли компании INA и, возможно, примет участие в торгах по югославской фирме Beopetrol, если Белград выставит ее на продажу. MOL уже владеет контрольным пакетом словацкого нефтеперерабатывающего завода Slovnaft, который вносит существенный вклад в достигнутые компанией MOL результаты и играет стратегическую роль в связи с тем, что он расположен в центре региона, утверждают аналитики.
«MOL опережает PKN и OMV благодаря приобретению завода Slovnaft, которое было очень значительным шагом. Получение контроля над Slovnaft означает, что теперь для MOL открыт путь и на север», - заметил г-н Miro.
Miklos Bonis, сотрудник компании IE-New York Broker, считает, что группа MOL должна сконцентрироваться на создании сети бензоколонок в южной Польше на основе нефтеперерабатывающего завода Slovnaft. В Чешской Республике совместно подавшие заявку компании MOL и OMV проиграли тендер на нефтепромышленную группу Unipetrol местному претенденту.