агнкс

В России стали закрываться газовые заправки (АГНКС), рассказали три источника в отрасли. Информацию подтвердили в Национальной газомоторной ассоциации (НГА).

Автор: Валерий Воронов, «Известия»

По словам собеседников, такие случаи фиксируют во всех субъектах страны, пока это единичные инциденты. Но эксперты допускают, что число газовых заправок может сократиться на 40%. Причина — отсутствие спроса на автомобили на газе: из 50 млн машин в России на это топливо переведено всего 2–3%.

Также специалисты учитывают фактор мошенничества: некоторые компании ставят АГНКС ради бюджетных выплат, а потом, получив до 100% субсидий на их строительство, оставляют пустующими. Эксперты предложили изменить подход к господдержке отрасли. Например, вместо выплат за строительство АГНКС ввести субсидии на продажу метана покупателям.

Двери закрыты 

В России стали закрываться АГНКС, сообщили «Известиям» три источника в отрасли. По их словам, это происходит во всех субъектах РФ. Представители бизнеса отмечают: причина — то, что строительство таких заправок субсидируется государством, а спрос на метановое топливо всё еще невелик. Из 50 млн авто в стране переведены на газ всего 2–3%.

— Закрытие АГНКС происходит, хоть это и не массовое явление. К сожалению, сейчас субсидия стимулирует быстрый ввод дешевой заправки, но не длительную реализацию больших объемов топлива. В результате объект могут демонтировать после получения субсидии, — сказал исполнительный директор НГА Василий Зинин.

Он добавил, что окупаемость станции напрямую зависит от ее расположения и работы с якорными потребителями. Поэтому, до того как подавать документы на субсидию, властям субъекта РФ необходимо разрабатывать региональную программу со схемой размещения заправок и уже на этом этапе понимать, как будет обеспечена заполняемость АГНКС, считает Василий Зинин.

По данным сайта agnks.ru, в апреле 2021 года в России было 650 газовых заправок, а сейчас их число снизилось до 632. Более 60% объектов принадлежат «Газпрому», остальные 40% могут закрыться, если не найдут достаточного спроса среди потребителей, поделился мнением зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

В «Газпром газомоторное топливо» сказали, что не получали информации о закрытии АГНКС.

— В 2022 году появились примеры АГНКС и многотопливных АЗС, которые заморозили свою работу по метану. Это в первую очередь связано с неоправдавшимися ожиданиями по переводу автотранспорта на газ в регионах. Причины неудач известны. На федеральном уровне это отсутствие планомерной работы по нормативной базе для перевода техники на метан и незакрытые заправками логистические маршруты, отсутствие единых подходов к формированию сети, — сказал президент Национального исследовательского центра развития рынка газомоторного топлива Артем Данилов.

В этой ситуации региональные перевозчики даже если и хотят, то не могут принять решение по переводу парков на метан, добавил он. Как рассказали два источника в отрасли, некоторые строители АГНКС специально максимально экономят при возведении таких объектов, чтобы заработать за счет субсидии. Выплата составляет 36 млн рублей, а АГНКС обычно обходится в 40–80 млн. Но некоторые инвесторы покупают подержанные баллоны, старые компрессоры и неработающие системы осушки, чтобы затраты не превысили субсидию. Возможен и подлог документов для одобрения выплаты, потом такие объекты пытаются перепродать, рассказал один из собеседников.

Впрочем, в Минэнерго сказали, что в рамках программы субсидирования применение устаревшего оборудования невозможно — в соответствии с правилами оно должно быть новым, это контролируют надзорные службы.

— По экспертным оценкам, «замороженных» станций в России вряд ли более двух десятков, но при их числе менее чем 700 единиц это очень плохой сигнал. На общем фоне роста потребления газомоторного топлива на 20–25%, четвертый год подряд таких явлений быть не должно, — считает Артем Данилов.

Последние случаи закрытия зафиксированы в Московской области и Поволжье, сказал источник в отрасли, не назвав их точное местоположение.

Не случайность

Причина закрытия газовых заправок — в низком спросе на метан и невысокой рентабельности такого бизнеса, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, стоит увеличивать количество транспорта, работающего на газе, тогда станет расти и спрос на этот вид топлива, а маржинальность бизнеса начнет увеличиваться. Чтобы избежать мошенничества, можно прописать в условиях выдачи субсидий какой-то временной период, когда заправка не может быть продана (что-то похожее на мораторий на банкротство), добавил аналитик.

С учетом малого количества АГНКС в России и отсутствия комплексной программы развития топливозаправочного бизнеса говорить о влиянии на отрасль закрытия газовых заправок сложно, отметил Дмитрий Гусев. Однако, по его словам, потенциально могут пострадать покупатели — люди, приобретая автомобиль на таком топливе, рассчитывают и на наличие соответствующей инфраструктуры и заправок. Выход из ситуации — подходить к проектам комплексно, работать с потребителем, формировать программы развития, считает Артем Данилов. Также владельцам АГНКС стоит формировать программы лояльности и давать скидки на метан, но эта задача инвесторам не всегда по плечу, здесь нужны организационные усилия региональных властей, добавил эксперт.

Также целесообразно изменить подход к господдержке отрасли: вместо выплат за строительство АГНКС ввести субсидии на продажу метана покупателям, предложил исполнительный директор ФГУП «Мосавтогаз» Сергей Кожевников.